Главная / Медицинские статьи / Альтернативная медицина /

Реклама БАД: пора ломать стереотипы


Недобросовестная деловая практика на рынке БАД — одна из серьезных проблем как для потребителей, так и для производителей фармацевтической продукции. Чтобы решить ее, необходимы усилия всех заинтересованных сторон. Летом 2004 г. представители российского фармбизнеса сделали первые шаги в этом направлении — для разработки единой стратегии создана инициативная группа. Сегодня на наши вопросы отвечает один из ее участников — генеральный директор ЗАО “Партнер” Игорь Измайлович ВАЙНШТОК.

— Что сегодня кажется особенно тревожным на рынке БАД?

— Массированное, даже агрессивное продвижение БАД связано, прежде всего, с их недобросовестной рекламой. В сознании потребителя практически стерта грань между БАД и ЛС: им обещают терапевтическое действие добавки, подобное действию лекарственного препарата. Все мы постоянные свидетели того, как в ходе рекламной кампании потребителям БАД сулят фантастические результаты, которые, по сути, не подтверждены никакими исследованиями — то есть прямого обмана потребителей. Их часто вводят в заблуждение и о механизмах действия добавки. Например, говорят “лечит”, когда в реальности только обезболивает. Не менее часто замалчивается или попросту отсутствует информация о противопоказаниях. В результате без дополнительной консультации врача создается ложное впечатление о том, что добавка может заменить ЛС. Результат — опасность несвоевременного лечения, прогресса болезни, осложнений. С моей точки зрения, самое отвратительное — когда добавку рекламируют как универсальное средство: для лечения онкозаболеваний, решения проблем со зрением — т.е. в ситуациях, когда больной и его близкие готовы ухватиться за любую соломинку...

Еще один очень распространенный прием — производители переносят на БАД свойства полезных, проверенных временем натуральных компонентов, используемых в гомеопатии, диетологии. В реальности действие БАД не идентично действию компонента. С другой стороны, и растительные компоненты могут иметь побочные и нежелательные действия, о которых также умалчивается. Если даже недобросовестная реклама делается с оглядкой на закон, то, вступая в непосредственный контакт с распространителем БАД (по телефону, в пунктах продаж) и рекламно-информационными материалами (в т.ч. вкладышами-инструкциями), потребитель часто подвергается всяческим манипуляциям и откровенно циничному обману.

Добавьте сюда свободные правила оборота БАД, участие врачей и провизоров в их реализации, многочисленные нарушения условий производства, хранения...

— Но это — этическая сторона вопроса. Чем такая ситуация опасна для участников фармацевтического бизнеса?

— Производители БАД, недобросовестно продвигая свой товар, составляют конкуренцию другим участникам фармрынка, оттягивая на себя часть потребительской аудитории ЛС. Согласитесь, цивилизованный бизнес должен быть честным — иначе у него нет перспектив развития. Получается, что деньги, бесполезно потраченные потребителями на БАД, – это сокращение доходов медицинских учреждений, аптек, производителей ЛС и производителей БАД, ведущих добросовестную деловую практику.

— Именно поэтому среди представителей фармбизнеса сформировалась инициативная группа?

— Да. Мы создали группу и разработали проект программы противодействия недобросовестному распространению БАД.

— Что будет включать эта программа?

— Начнем с того, что существующая законодательная база, регулирующая сегодня порядок продвижения БАД, хоть и оставляет желать лучшего, но вполне достаточна, чтобы переломить ситуацию. При одном условии: эти законы должны работать. Еще Салтыков-Щедрин когда-то заметил, что “суровость российских законов смягчается необязательностью их выполнения”. Есть законодательные нормы, которые разделяют БАД и ЛС. Есть Закон “О СМИ”, Закон “О рекламе”, есть еще целый ряд законов, регулирующих вопросы недобросовестной конкуренции. Есть, наконец, уголовное законодательство, рассматривающее вопросы, связанные с мошенничеством. И проблема состоит в том, что нужно просто создать механизм, который позволит выполнить закон. К сожалению, государственные органы — исполнительная власть, милиция, прокуратура и т.д. — не всегда в состоянии это сделать. Но именно в этом случае мы можем им помочь. Уже достигнуто понимание по вопросу с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, с органами госсанэпиднадзора. И мы всегда открыты для всех коллег, которые захотят присоединиться к нашей инициативе.

Программа будет включать алгоритм, позволяющий выявить и привлечь к ответственности производителей, которые недобросовестно продвигающих БАД. Мы считаем, что начинать нужно хотя бы с выборочного мониторинга рекламы, выявляя самые вопиющие случаи нарушения закона. Причем делать это при поддержке опытных в данной сфере юристов, которые смогут доказать причастность к факту именно производителей, а не подставных фирм-однодневок. Подготовленные материалы будут поступать в суд и предаваться огласке. Думается, что уже первые процессы смогут остудить накал страстей.

— Когда программа вступит в действие?

— Сейчас завершается этап доработки и продолжается поиск средств на ее реализацию. И если остальные участники фармрынка нас поддержат, то много времени не потребуется. Ведь это наш рынок, и навести порядок на нем мы должны вместе.

Интервью вел Д. Крылов

Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник