Недобросовестная деловая практика на рынке БАД — одна из
серьезных проблем как для потребителей, так и для производителей
фармацевтической продукции. Чтобы решить ее, необходимы усилия всех
заинтересованных сторон. Летом 2004 г. представители российского фармбизнеса
сделали первые шаги в этом направлении — для разработки единой стратегии создана
инициативная группа. Сегодня на наши вопросы отвечает один из ее участников —
генеральный директор ЗАО “Партнер” Игорь Измайлович ВАЙНШТОК.
— Что сегодня кажется особенно тревожным на рынке БАД?
— Массированное, даже агрессивное продвижение БАД связано, прежде
всего, с их недобросовестной рекламой. В сознании потребителя практически стерта
грань между БАД и ЛС: им обещают терапевтическое действие добавки, подобное
действию лекарственного препарата. Все мы постоянные свидетели того, как в ходе
рекламной кампании потребителям БАД сулят фантастические результаты, которые, по
сути, не подтверждены никакими исследованиями — то есть прямого обмана
потребителей. Их часто вводят в заблуждение и о механизмах действия добавки.
Например, говорят “лечит”, когда в реальности только обезболивает. Не менее
часто замалчивается или попросту отсутствует информация о противопоказаниях. В
результате без дополнительной консультации врача создается ложное впечатление о
том, что добавка может заменить ЛС. Результат — опасность несвоевременного
лечения, прогресса болезни, осложнений. С моей точки зрения, самое
отвратительное — когда добавку рекламируют как универсальное средство: для
лечения онкозаболеваний, решения проблем со зрением — т.е. в ситуациях, когда
больной и его близкие готовы ухватиться за любую соломинку...
Еще один очень распространенный прием — производители переносят
на БАД свойства полезных, проверенных временем натуральных компонентов,
используемых в гомеопатии, диетологии. В реальности действие БАД не идентично
действию компонента. С другой стороны, и растительные компоненты могут иметь
побочные и нежелательные действия, о которых также умалчивается. Если даже
недобросовестная реклама делается с оглядкой на закон, то, вступая в
непосредственный контакт с распространителем БАД (по телефону, в пунктах продаж)
и рекламно-информационными материалами (в т.ч. вкладышами-инструкциями),
потребитель часто подвергается всяческим манипуляциям и откровенно циничному
обману.
Добавьте сюда свободные правила оборота БАД, участие врачей и
провизоров в их реализации, многочисленные нарушения условий производства,
хранения...
— Но это — этическая сторона вопроса. Чем такая ситуация опасна
для участников фармацевтического бизнеса?
— Производители БАД, недобросовестно продвигая свой товар,
составляют конкуренцию другим участникам фармрынка, оттягивая на себя часть
потребительской аудитории ЛС. Согласитесь, цивилизованный бизнес должен быть
честным — иначе у него нет перспектив развития. Получается, что деньги,
бесполезно потраченные потребителями на БАД, – это сокращение доходов
медицинских учреждений, аптек, производителей ЛС и производителей БАД, ведущих
добросовестную деловую практику.
— Именно поэтому среди представителей фармбизнеса сформировалась
инициативная группа?
— Да. Мы создали группу и разработали проект программы
противодействия недобросовестному распространению БАД.
— Что будет включать эта программа?
— Начнем с того, что существующая законодательная база,
регулирующая сегодня порядок продвижения БАД, хоть и оставляет желать лучшего,
но вполне достаточна, чтобы переломить ситуацию. При одном условии: эти законы
должны работать. Еще Салтыков-Щедрин когда-то заметил, что “суровость российских
законов смягчается необязательностью их выполнения”. Есть законодательные нормы,
которые разделяют БАД и ЛС. Есть Закон “О СМИ”, Закон “О рекламе”, есть еще
целый ряд законов, регулирующих вопросы недобросовестной конкуренции. Есть,
наконец, уголовное законодательство, рассматривающее вопросы, связанные с
мошенничеством. И проблема состоит в том, что нужно просто создать механизм,
который позволит выполнить закон. К сожалению, государственные органы —
исполнительная власть, милиция, прокуратура и т.д. — не всегда в состоянии это
сделать. Но именно в этом случае мы можем им помочь. Уже достигнуто понимание по
вопросу с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального
развития, с органами госсанэпиднадзора. И мы всегда открыты для всех коллег,
которые захотят присоединиться к нашей инициативе.
Программа будет включать алгоритм, позволяющий выявить и привлечь
к ответственности производителей, которые недобросовестно продвигающих БАД. Мы
считаем, что начинать нужно хотя бы с выборочного мониторинга рекламы, выявляя
самые вопиющие случаи нарушения закона. Причем делать это при поддержке опытных
в данной сфере юристов, которые смогут доказать причастность к факту именно
производителей, а не подставных фирм-однодневок. Подготовленные материалы будут
поступать в суд и предаваться огласке. Думается, что уже первые процессы смогут
остудить накал страстей.
— Когда программа вступит в действие?
— Сейчас завершается этап доработки и продолжается поиск средств
на ее реализацию. И если остальные участники фармрынка нас поддержат, то много
времени не потребуется. Ведь это наш рынок, и навести порядок на нем мы должны
вместе.
Интервью вел Д. Крылов
Статья опубликована в журнале
Фармацевтический вестник
|