Главная / Медицинские статьи / Акушерство, беременность и роды /

Нужна ли революция в гинекологии?


Роль ассоциированных инфекций в воспалительных заболеваниях женской половой сферы. Состав ассоциата. Этиологический диагноз. Принципы антибиотикотерапии и лечения ассоциированных инфекций.

Неймарк С.Л., Бакшеев С.Н.

Проведенные нами обследования пациенток, обратившихся в женскую консультацию, позволяют говорить о преобладании в обнаруженных очагах воспаления ассоциированных инфекций разных групп. Под ассоциатом следует понимать смесь протозойно-микробно-вирусных инфекционных агентов, включающих условно патогенную и непатогенную микрофлору, конкурентно взаимодействующую между собой и вызывающую воспалительный процесс в тканях макроорганизма.

Ассоциаты являются сами по себе качественно новыми формами патологических процессов в организме человека. Они имеют особенности клинического протекания заболевания, поражения органов и систем, сложности в диагностике и лечении. Патологический процесс, вызываемый асссоциатами, не является суммой патологических составляющих отдельных инфекционных агентов, входящих в их состав. Отдельные инфекции в ассоциате, способны приобретать новые, еще не изученные патогенные свойства (2,4,5). Это потребует от врача выработки новой стратегии и тактики, нового взгляда на диагностику и лечение гинекологических заболеваний.

В консервативной гинекологии назрела революция. Годами существовавшие стереотипы на причины и методы лечения воспалительных заболеваний должны быть изменены.

Понятия сальпингоофорит, цервицит, кольпит и т. д. приемлемы только при первичном осмотре пациентки как топический диагноз, который после обязательного обследования на ИППП должен быть закончен фразой, называющей обнаруженных возбудителей, т.е. причину заболевания. В последней международной статистической классификации болезней МКБ-10 топический диагноз в гинекологии (N70-N77) во многих случаях дополнен этиологическим (В95 – В97, А54, А56).

Мы не поддерживаем точку зрения авторов, которые для принятия решения о начале терапии используют, так называемый, “низкий диагностический порог”, т.е. при обнаружении любого воспалительного очага назначают терапию антибиотиками без детекции возбудителя. Следует принять за аксиому, что пациентка не может быть подвергнута терапии антибиотиками по топическому диагнозу. Исключением являются случаи острых заболеваний, угрожающих ее жизни. Однако и в этом случае, прежде чем применить антибиотик, необходимо произвести забор материала для детекции возбудителя.

Отсутствие материальной базы для современной лабораторной диагностики в роддомах и поликлиниках приводит к тому, что лечение гинекологических пациенток сводится к “слепому” назначению антибиотических средств широкого спектра действия. Это уже привело к развитию устойчивости возбудителей к антибиотикам, хронизации заболеваний, резкому возрастанию бессимптомных носителей ИППП.

Во многих случаях врачам неизвестны общепринятые критерии установления этиологического диагноза. Зачастую он основывается на “мазках” и “характерных включениях” в клетках, якобы свидетельствующих о наличии той или иной инфекции в организме, и служит основанием для назначения антибиотикотерапии. Незнание современных аспектов иммунологии приводит к тому, что по единственному “положительному” анализу на IgG, к примеру, на хламидии, пациентку подвергают массированной антибиотикотерапии несколькими препаратами, не утруждая себя проведением более подробных исследований.

Мы считаем, что данная тактика ведения пациентов противоречит принципам доказательной медицины, которые приняты в мировом врачебном сообществе.

Таким образом прежняя тактика, так называемой, “санации влагалища” при лейкоцитах в мазке более 25 или при типе 2 и более цитологии, путем применения любых местных антибактериальных лекарственных форм, должна быть отменена по своей несостоятельности. Такую пациентку вначале необходимо детально обследовать на ИППП. Мы подвергли обследованию на трихомонады 120 пациенток с типом 2 цитологии, выявив у 60% из них атипичные формы трихомонад в различных комбинациях с другими ИППП. Эти пациентки и их половые партнеры нуждались в индивидуальном, специальном лечении (8).

СОСТАВ АССОЦИАТОВ. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ ПЕРВОГО ЭШЕЛОНА. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ.

Инфекции, которые имеют тропность к определенным видам эпителия и способны вызвать стойкий первичный очаг поражения в здоровом органе – это специфические возбудители первого эшелона. Им свойственно в большинстве случаев преодолевать физиологические барьеры в организме, вызывать воспаление, нарушение процессов апоптоза или гибель клеток. А такие как трихомонада – несут еще и “tank” функцию, являются резервуаром, защитным и транспортным средством для других вирусных и микробных частиц из ассоциата (2,9,10).

Проанализировав свои собственные наблюдения, а также многочисленные исследования и мнения авторов, мы составили таблицу возбудителей первого и второго эшелонов поражения женских половых органов. Не бесспорно, принимая то, что перечисленные возбудители второго эшелона не могут самостоятельно вызывать стойкий патологический процесс без первичного поражения первым. Кроме того, специфические возбудители обычно попадают в среду микроорганизмов, которые в норме населяют половые органы, взаимодействуя с ними в конкурентной борьбе, иногда индуцируя в них те или иные патогенные свойства. А лактобактерии, бифидобактерии, пептострептококи и пропионобактерии служат биологическим барьером для внедрения и развития специфических возбудителей (1,4,5,6).

 

Специфические возбудители первого эшелона