Главная / Медицинские статьи / Психиатрия /

Естественные ускорители эффективности когнитивно-поведенческой терапии в клинической психологии


С.Р.Соколовский
ПГЛУ, Пятигорск

[email protected].

Факты - упрямая вещь. Все большее количество фундаментальных исследований в прикладной психологии говорят нам о том, что за тонкими проявлениями душевных и эмоциональных коллизий стоят более грубые биохимические и гормональные расстройства. Не говоря уже о том, что найдены и расшифрованы гены, отвечающие за тягу к алкоголю, агрессию, ожирение, лидерство, тонкие гормональные нарушения, как соотношение гормонов эстрогенов и прогестерона отвечают даже за вспышки неконтролируемого аппетита, ведущие к нервной булимии и пищевым расстройствам (1). Поневоле приходит на ум цитата Евангелия от Луки: “Царство Божие внутрь Вас есть”(2).- То есть, совокупность наших реакций определяется, прежде всего, нашим внутренним состоянием. Именно поэтому, одних и тех же ситуациях один убегает, другой активно защищается, третий - совершает героический поступок. Поскольку взгляды на особенности психологических процессов меняются не пользу практикующих психологов ( - “как же собеседованием, повлиять на исходные гормональные процессы?”), некоторая часть практикующих психологов находится в растерянности. Им кажется, что психологических инструментов практической психологии недостаточно, чтобы вызвать реальные значительные сдвиги в субъекте, а ведь это - есть одна из значимых целей в психологии. В соответствии с этой концепцией, фармакологическое лечение признается ведущим при вмешательстве во внутреннюю жизнь субъекта(3).

Если бы не…. Практическая психология активно ищет новые эффективные способы изменения личности в её интересах : НЛП, когнитивная терапия, экопсихотерапия, аверсивная терапия, систематическая десентизация, - все новые развивающиеся формы психологических интервенций(4). Но при этом, почему-то упускается из вида то, что сами невротические расстройства являются сложнейшим сплетением безусловных, биологических, и условных, приобретенных рефлексов, по Павлову(5). Поэтому, сколь бы мы не старались повлиять на депрессивное настроение пациента словами, его всегда будут тянуть назад более глубокие гормональные предикторы депрессии. А еще, из школьной физиологии нам известно, что условные рефлексы, являющиеся, промоутерами неврозов, по силе равны другим условным рефлексам, но намного слабее безусловных(6). Так, почему бы не уничтожать старые и формировать новые рефлексы более сильными, безусловными? Или сочетанием безусловного с условными? И как это сделать?

Если, согласно современным концепциям, рассматривать практическую психологию, как терапию научения пациентов новым стилям мышления, когниций, поведения и эмоций, то новое обучение условным рефлексам через безусловные, будет намного эффективней, с одной стороны, тормозить старые формы поведения, и способствовать образованию новых.

А между тем, удивительные факты из истории психологии, и особенно, психологии религии, помогают нам развивать новые направления в психологии, основанные на более глубоких, безусловно-условных рефлексах.

Как мы знаем из физиологии, нервная система делиться на симпатическую и парасимпатическую (вегетативную). Симпатическая идентична выбросу адреналина, и соответствует реакциям стресса: напряжению, тревоге, учащению сердечных и мышечных сокращений, бронходилатации, парасимпатическая отвечает за расслабление (нервус вагус), сужение бронхов, релаксацию, покой, торможение очагов возбуждения,

сужение сосудов, чувство покоя, мышечного расслабления. И все это рефлексы безусловные (7).

Но как же включать в психологический процесс эти мощные безусловные парасимпатические рефлексы? Как заставить их работать на благо человека в психологическом лечебном процессе? И как усилить сам лечебный психологический процесс?

«Эх, я, - Аким – простота, искал рукавицы, а они обе – за поясом», - вспоминал один из известных героев Н.В.Гоголя.

При глубоком изучении истории религии, становятся понятными странные, или малообъяснимые факты: почему пророк Илья молился, зажав голову между колен, почему Исихий Хоривит, живший на Афоне, считал бессловную молитву самой сильной (8), почему Святой Семион при молитве, внимательно смотрел на точку в области 2 см. выше собственного пупка, за что подвергался насмешкам, и обзыванию «пупкоумом», хотя и был канонизировн и признан «Святой Церковью(8) . Почему исламские суфии приближались к богу «молитвенным кружением вокруг себя на одной ноге»?

Почему в Древнехристианских летописях считалось, что Адам имел некоторые способности самоизменяться к лучшему, но впоследствии был их лишен (8). Почему в религии бабаизма медитация оценивается не ниже молитвы? Почему буддизм реально снижает агрессивность человека? Почему сердцем христианской религии считался исихазм?

Все правильно, потому, что все эти факты объединяет использование мощных безусловных, часто парасимпатических (ваготропных) рефлексов, соединенных с нацеленностью изменения внутреннего мира и ментальности человека. Это соединение безусловных парасиматиеских рефлексов с условными, дает синергистический эффект влияния на глубокие биологические функции.

Значит, когда психолог пробует вызвать позитивные сдвиги в личности пациента, он должен воспользоваться всем арсеналом безусловных рефлексов, усиливая ими условно-рефлекторные сдвиги в процессе психологической терапии.

Поскольку нервная система существует по принципу бинарности (9),

т.е. импульс или есть или его нет, постоянная цепь односторонне подаваемых импульсов обуславливает работу центральной нервной системы (ЦНС) в нужном направлении. Т.е. «не думать о черной кошке можно только думая о белой лошади», вызывая одновременное постоянное поступление позитивно окрашенных импульсов параллельным (альтернативным) путем в ЦНС пациента. Значит, это воздействие должно быть постоянным, и ключ вопроса лежит именно в систематических постоянных, самостоятельных занятиях. Перерыв в работе создает возможность проведения сигнала старых гормональных импульсов, что возвращает прежнее состояние.

Второе. Для регуляции нужны прежде всего ваготропные рефлексы парасимпатического, седативного свойства, тормозящие в нужный момент плохую привычку, или невротический условный рефлекс, например, страх остаться одной в комнате…. Затем рефлексы создающие высокий обучаемый фон, т.е. запоминание и утверждение новых форм реагирования, поведения, эмоций. При этом занятия должны быть таковы, что их можно осуществлять в любой ситуации, любой обстановке, не нарушив принцип бинарности. Интересно, как бы смотрели окружающие на человека с фобией, который прежде, чем войти в самолет, начинал кружиться, как турецкий суфий?

Проанализировав всю известную нам рефлекторную деятельность человека, мы выбрали те ваготропные рефлексы, которые можно осуществлять незаметно для окружающих, в любой обстановке. Это парасимпатические рефлексы Ашнера, Вальсальвы, Магнуса-Клейна, Геринга – Брейера, рвотный, не доходящий до реальных действий и зевательный(8,10). Кстати сказать, один наш пациент ездил в Делийский центр Йоги для лечения астмы. Основное, чему его учили там, это за счет вызывания рвотного рефлекса или натуживания, тормозить гиперреакцию констрикции бронхов. Метод реально помогал.

Эти методы оказались реальным подспорьем в когнитивно-поведенческой терапии, когда было необходимо затормозить старые стереотипы поведения. Для быстрого освоения новых продуктивных форм поведения , нам сама природа, уже советовала использовать состояние фазы парадоксального сна, с быстрыми веретенообразными волнами, когда по мнению многих исследователей происходит стирание старой ненужной информации и образуются новые рефлекторные связи (11) на фоне мышечной, сосудистой и психической релаксации состояния сна. Оно , наряду с расслаблением, депривацией внешних стимулов, сопровождается горизонтальными быстрыми колебаниями глаз, вызывающими активирование межнейрональных связей ствола мозга(12). Такое же состояние можно вызвать 5-минутной медитацией, связанной с расслаблением, представлением нового эмоционально-поведенческого модуля с сохранением принципа быстрого горизонтального движения глаз, при закрытых веках (13). Такой метод предлагался ранее Шапиро для снятия негативных реакций в посттравматическом стрессовом расстройстве(14), но был незаслуженно забыт, и не адаптирован к самостоятельным занятиям, что нарушало принцип бинарности, или непрерывного поступления необходимой позитивной информации в мозг. Все вышеуказанные элементы были объединены нами в один рабочий модуль – «САМ»- «Сreative Applied Modification” в английском языке.

Необходимая информация при этом методе реструктуризируется психологом в 10-шаговой программе и, после обучения пациента он переводится на самообучение, сочетая его с рефлексом Вальсальвы, например, и быстрых параллельных горизонтальных движений глаз, соединенных с позитивным представлением внутри себя новой эмоционально-поведенческой модели.

В настоящее время изучаются показания и противопоказания к данному психологическому методу коррекции, включая алкоголизм, ожирение, пищевые расстройства, игроманию, тревожность и депрессию (15). Не следует забывать, что этот метод не встречает подсознательного сопротивления терапии, так как использует эгоистическую концентрацию на себе, и применим в любой обстановке и ситуации (12).

Стоит сказать, что метод нуждается в дальнейших исследованиях и разработке.


Литература:

1.Edler C, Lipson SF, Reel PK. Ovarian hormones and binge eaten in bulimia nervosa. PMID; 17038206 [PubMed-as supplied by publisher].

2.Новый Завет и Псалтырь.Produced for the Gedeon International.The Trinitrian Bible Society.2005,-107 стр.,-Евангелие от Луки, 17:13-21.

3.Психиатрия. Под ред. Р.Шейдера. Серия «Зарубежные практические руководства по медицине». Пер. с англ.-М., Практика, 1998.-485 с.

4.Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. Гуманитарное агентство «Академический проект». Санкт-Петербург, 1997 г.,-335с.

5.Функциональные системы организма: Руководство / Под ред.К. В. Судакова.-М,: Медицина, 1987.-с.13.

6.Там же. С.7-43.

7.Большая медицинская энциклопедия. Ред.:Б.В.Петровский. Т.22., изд. 3-ье, Москва. Изд. «Советская энциклопедия», 1984 г., Рефлекс- с.235.

8.ХристианствоЭнциклопедический Словарь.Т 1.Мщсква, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1993 г. –«Исихасты»-С.652.

9.Randal O`Reilly. Brain function as computer.-Site: “Svopodanews.ru”. -23 October 2006.

10. http://www.nasha.lv/ - сайт «Тревоги нет»-28.10.2006.

11.Борбели А. Тайна сна. Изд.,Знание. М.,1989,-191 с.

12.Там же, с. 51-52.

13.Sokolovsky S.R. New psychotherapeutics technique : “ACM”-Ростов на Дону, 2006 г.-62 с.

14.Shapiro F.,1989., цит. По Сандберг, Уайнбергер, Таплин Дж., Клиническая психология.Теория ,практика, исследования.5-е междунар.издание. М., «Олма-пресс».-2005 г., с. 246.

15.Соколовский С.Р.Новая психотерапевтическая техника «АСМ» для решения психологических, психосоматических, ментальных, эмоциональных и личностных проблем пациента, изменения стиля жизни в интересах здоровья. Пятигорск, 2006., -123 с.


Печатается с разрешения автора
01.11.2006.