Главная / Медицинские статьи / Педиатрия /

Применение гранулоцитарного колиниестимулирующего фактора (граноцита) у больных с двумя вариантами неонатального сепсиса и пневмонией


Иванов Д.О.
Санкт-Петербургская Педиатрическая Медицинская Академия, Санкт-Петербург, Россия

Целью данного фрагмента комплексной работы являлась оценка эффективности гранулоцитарного колиниестимулирующего фактора (граноцита) у новорожденных детей при двух вариантах неонатального сепсиса и пневмонии.

Материалы и методы: обследовано 199 детей, из них 137 человек, заболевших неонатальным сепсисом, а 62 ребенка - пневмонией. Все дети, заболевшие пневмонией, родились в срок, а дети с сепсисом по сроку гестации представляли гетерогенную группу. При этом 53 ребенка были с гипоэргическим вариантом (вариант А) (31 – доношенный, а 22 – со сроком гестации 32-36 недель), а 84 – с гиперэргическим вариантом (вариант Б) (55 – родившихся в срок, а 29 – на сроке гестации 32-36 недель). Все дети обследованы в динамике патологического процесса. Все дети потребовали лечения на отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных ДГБ№1 г. Санкт-Петербурга.

Как известно, новорожденные характеризуются низким резервом пула гранулоцитов, что является одним из факторов, способствующих генерализованному течению инфекции. В последнее десятилетие в клинической практике нашли применение колониестимулирующие факторы (КСФ). Гранулоцитарный КСФ (граноцит) хорошо зарекомендовал себя в терапии нейтропении у детей старше 2-х лет. Нейтропения, по нашим наблюдениям, характерна для гипоэргического варианта сепсиса. В разгар процесса она выявлена у 38,4-41,4% детей с гипоэргическим вариантом сепсиса. Установлено, что граноцит обладает спектром эффектов: стимулирует пролиферацию поздних предшественников гранулоцитов и выход их из костного мозга, усиливает продукцию супероксидных радикалов (то есть бактерицидность фагоцитов), способствует выходу арахидоновой кислоты из мембраны нейтрофилов.

Мы применяли граноцит у 14 новорожденных (из них 10 - с гипоэргическим вариантом сепсиса и у 4 с пневмонией) и у 1 ребенка 10 лет с ожоговой болезнью, осложнившейся нейтропенией (1,2х109).

Среди новорожденных – 7 человек (условно названные, как А-группа) имели срок гестации более 32-х недель и –7 человек (условно названные, как Б-группа) – менее 32-х недель гестации. Так как группа больных, получавших препарат, немногочисленная, то данные по терапии всех детей, независимо от срока гестации, приведены в данной работе.

Детям вводилась одна доза препарата (5мкг/кг) внутривенно в 3 приема (для группы А) и в 5 приемов (для группы Б). Среди пролеченных новорожденных, четверо детей были оперированы (3 - в связи с пороком развития желудочно-кишечного тракта, 1 - в связи с язвенно-некротическим энтероколитом). Оценивалась динамика клинико-лабораторных показателей в течение 1 месяца от момента введения граноцита.

До назначения препарата у всех детей в клиническом анализе крови имело место прогрессирующее снижение общего количества лейкоцитов за счет гранулоцитов, а также лимфопения (у 60%), тромбоцитопения.

Эффект граноцита отмечен уже через сутки после назначения препарата, что мы связываем с поступлением гранулоцитарного резерва из костного мозга. На 3-4 сутки количество нейтрофилов при в группе А увеличилось в среднем на 6,5х109, в группе Б - на 5,0х109..

В обеих группах максимальный прирост нейтрофилов наблюдался на 6-8 сутки, что мы объясняем стимуляцией пролиферации клеток-предшественников. Он составил в группе А 8,8-9,5х109, а в группе Б - 5,0-5,8х109. Одновременно у всех детей имел место выраженный регенеративный сдвиг до миелоцитов. У одного ребенка абсолютное содержание нейтрофилов не увеличилось, но в периферической крови появились молодые формы нейтрофилов, что, на наш взгляд, связано с выбросом костномозгового пула клеток без пролиферации. Индекс сдвига в группе А составил 0,45-0,6, в группе Б - 0,56-0,93.

С 8-12 дня наблюдался также подъем эозинофилов, количество тромбоцитов достигло нормы, увеличения количества базофилов не отмечено, лимфопения сохранялась.

У 83% детей в ближайшие 2 недели после назначения граноцита наблюдалось улучшение клинического состояния, уменьшение степени дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, что позволило снять детей с ИВЛ и перевести их на спонтанную вентеляцию. Однако у 3-х детей после временного улучшения инфекционный процесс снова прогрессировал.

У 10-ти летней девочки с ожоговой болезнью применение 1 дозы граноцита привело к повышению числа лейкоцитов до 27,0х109, а нейтрофилов до 22,8х109. Индекс сдвига составил 3,0. Несмотря на, такую динамику картины крови, пневмония приняла затяжное течение, то есть, клинический эффект граноцита отсутствовал.

Таким образом, применение 1 дозы граноцита при инфекционном процессе у большинства детей приводит к стимуляции нейтропоэза и клиническому улучшению. У недоношенных (<32-х недель гестации) более выражен ядерный сдвиг, чем пролиферативный эффект. У 21,4% детей на фоне изменения клинического анализа крови, положительная динамика клиники инфекционно-септического процесса отсутствовала.