Главная / Медицинские статьи / Инфекционные и паразитарные болезни /

Терапия вирусных инфекций


В. А. Исаков, доктор биологических наук, профессор
Г. С. Архипов, доктор медицинских наук, профессор
А. Л. Коваленко, кандидат химических наук
В. В. Туркин, В. Д. Евграфов, И. В. Александров
НИИ гриппа РАМН (Санкт-Петербург),
Институт медицинского образования НовГУ им. Ярослава Мудрого (Новгород)

Грипп и другие ОРЗ по-прежнему остаются самыми массовыми инфекциями. Вирусы гриппа, поражая различные органы и системы, в среднем у 5% больных вызывают тяжелые гипертоксические формы.

По-прежнему остается высокой заболеваемость вирусными гепатитами (ВГ), которые могут вызывать не только острые, но и хронические формы болезни с переходом в цирроз и гепатоцеллюлярную карциному с летальным исходом. Тревожным фактором является токсическое поражение печени, в первую очередь связанное с парентеральным употреблением наркотиков. Потребление наркотиков сопровождается поражением печени, почек, иммунной системы и других органов и тканей. Недостаточность печеночного кровотока, обусловленная интоксикацией и сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями, вместе с нарушениями микроциркуляции и снижением кислородной емкости приводят к гипоксии гепатоцитов.

Частота возникновения и тяжесть клинических проявлений синдрома полиорганной недостаточности, возникающего как функционально-морфологический результат многокомпонентных каскадов постгипоксических расстройств тканевого метаболизма при критических состояниях, зависят от неспецифической резистентности организма, и в первую очередь от резистентности к гипоксии. В связи с этим в комплексной терапии таких больных необходимо использовать препараты с антиоксидантной, антигипоксантной активностью, гепато- и нефропротекторными свойствами.

Исследования последних лет убеждают в том, что внутриклеточная активация кислорода (образование активных форм кислорода-АФК при воспалении) может рассматриваться, с одной стороны, как необходимая стадия биоэнергетического обмена, а с другой — как универсальный механизм повреждения клетки.

Для инактивации негативного воздействия АФК на клетки и ткани организма в последнем имеется система антиоксидантной защиты (АОЗ), состоящая из неферментных и ферментных систем. В числе компонентов неферментной АОЗ как низкомолекулярные — аскорбиновая кислота, мочевая кислота, токоферол и др., так и высокомолекулярные соединения — белки плазмы крови.

В последние годы в клинической практике используются биологически активные вещества с широким спектром фармакологического действия — соединения янтарной кислоты (ЯК). Производные ЯК обладают антиоксидантными (АО) и цитопротекторными свойствами. В качестве АО производные ЯК (сукцинат натрия, янтарный эликсир и др.) применяются при лечении и профилактике заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной систем, органов дыхания при экзогенных интоксикациях.

Показано, что экзогенная ЯК корригирует метаболический ацидоз и интенсифицирует утилизацию кислорода тканями, что позволяет характеризовать действие производных ЯК при циркуляторной гипоксии как антигипоксическое. В эксперименте на молодых крысах ЯК увеличивала сопротивляемость животных комбинированному заражению вирусом и пневмококком. Выявлен положительный терапевтический эффект препаратов ЯК (сукцинат натрия) при включении их в схему лечения больных туберкулезом легких, бронхиальной астмой.

Реамберин (РБ) представляет собой раствор для инфузий на основе 2%-ного раствора соли янтарной кислоты с N-метилглюкамином и сбалансированного набора микроэлементов — калия, натрия и магния. Реамберин активирует АО систему ферментов и оказывает мембраностабилизирующее действие на клетки головного мозга, миокарда, печени и почек. Реамберин прошел полный курс доклинических исследований, которые показали отсутствие токсического, мутагенного и других побочных воздействий на организм. Установлено экспериментально, что препарат обладает выраженным антигипоксическим, детоксицирующим, антиоксидантным, кардио- и гепатопротекторным свойствами. Реамберин выпускается в виде 1,5%-ного стерильного раствора во флаконах по 200 и 400 мл.

Объектом исследования были 96 больных гриппом и ОРЗ, осложненными пневмонией. Все пациенты в возрастном диапазоне от 18 до 60 лет были госпитализированы в отделение респираторных вирусных инфекций взрослых НИИ гриппа на базе 23-го отделения городской инфекционной больницы им. С. П. Боткина. Из них: 21 больной получал по 2 мл 7%-ного раствора олифена внутривенно капельно три-пять дней; 37 — внутривенно капельно медленно — инфузии 1,5%-ного раствора реамберина в течение трех-пяти дней; 20 — витамин Е (a -токоферол) по одной капсуле (100 мг препарата) три раза в день в течение восьми-десяти дней; 18 — находились только на базисной терапии (БТ — клинический контроль).

Всем больным проводилось стандартное клиническое, рентгенологическое и лабораторное обследование. Серологическое исследование включало постановку по общепринятой методике в динамике РСК и РТГА с антигенами вирусов гриппа А и В, аденовирусным, РС-вирусным, микоплазменным и герпетическими энтигенами. Диагностической считалась четырехкратная и более сероконверсия.

Обследовано клинико-лабораторно 27 больных серозным менингитом (СМ), из них 16 получали внутривенные инфузии по 300 мл 1,5%-ного раствора реамберина три-пять дней подряд, а 11 человек составили клинический контроль (БТ).

Под наблюдением находился 51 больной, страдающий различными формами ВГВ и ВГС, в возрасте 18-55 лет. Больные распределялись на три группы: I группа — 24 больных ВГ, получавших по 300-400 мл РБ один раз в сутки в течение трех-девяти дней подряд (с учетом тяжести болезни) на фоне базисной терапии. II группа — 12 больных ВГ на фоне лишь БТ, и III группа — 12 больных, получавших РБ пять-девять дней в комплексной терапии тяжелых и крайне тяжелых форм ВГ у наркоманов (наличие экзо-эндогенной интоксикации). Все больные обследованы биохимически, определялся уровень сывороточных металлопротеидов в динамике.

Содержание металлопротеидов (трансферрина, лактоферрина, церулоплазмина) в сыворотке крови больных изучали методом радиальной иммунодиффузии в агаровом геле по Манчини (1965). Активность супероксиддисмутазы (СОД) плазмы определяли по методу снижения скорости восстановления нитросинего тетразолия в присутствии НАДН и феназинметасульфата и выражали в условных единицах на 1 мин., рассчитанных на 1 мл исследуемого биологического материала (кровь, плазма) или на 1 мг белка при работе с плазмой (сывороткой).

Определяли вторичные продукты ПОЛ (малоновый диальдегид - МДА) так называемым ТБК-тестом. Статистический анализ полученных результатов проводили с помощью оценки критериев Стьюдента, а также методом углового преобразования Фишера. Расчеты проводились на микроЭВМ СМ-1800.

Среди больных гриппом, осложненным пневмонией, 84% больных перенесли заболевание в среднетяжелой и только 16% — в тяжелой форме (на фоне применения РБ). Патологический процесс у больных локализовался в правом легком в 64%, в левом — в 23%, двусторонние поражения отмечены в 13%, причем только у тяжелых больных.

Препарат РБ назначался в остром периоде в первые два-три дня госпитализации. Все больные переносили препарат хорошо. Клинико-лабораторные показатели оценки функции печени и почек (определение сывороточных АЛат, АсаТ, билирубина, щелочной фосфатазы, креатинина, мочевины) были практически сопоставимы с аналогичными показателями в группе клинического контроля и не указывали на фукциональные нарушения данных органов и систем.

До применения препарата РБ больные жаловались на лихорадку, повышенную температуру 37,3-38,70С, слабость, головную боль, осиплость голоса, насморк, кашель сухой и с мокротой, у двоих наблюдались явления дыхательной и сосудистой недостаточности (тяжелые больные). После пяти дней курсового применения РБ большинство больных жалоб не предъявляла, самочувствие улучшалось, синдромы интоксикации и катаральных явлений прошли. Однако у пяти больных сохранялись слабость, кашель, субфебрилитит, сниженный аппетит. Аускультативно у части больных выслушивались сухие хрипы на фоне жесткого дыхания, у троих — единичные влажные хрипы. Можно сказать, что применение РБ способствовало уменьшению симптомов интоксикации. Однако применение данного препарата достоверно не уменьшило продолжительность менингеального синдрома, рентгенологические изменения в легких (по сравнению с больными на БТ).

Таким образом, отмечена хорошая клиническая переносимость и безвредность, а также высокая терапевтическая эффективность нового отечественного препарата реамберина при лечении гриппа и ОРЗ, осложненных пневмонией. Выявлено положительное влияние РБ на восстановление вентиляционной способности легких и бронхиальной проходимости (более короткие сроки) по сравнению с группой клинического контроля (р<0,05).

В 1989 г. мы впервые в России и СНГ для изучения состояния АОС у больных гриппом и ОРЗ предложили определять содержание основных металлопротеидов в сыворотке крови: трансферрина (ТФ), церулоплазмина (ЦП), лактоферрина (ЛФ) и СОД. Эти же показатели были использованы для оценки эффективности проводимой специфической АО-терапии при лечении гриппа и других инфекций.

Следует напомнить, что металлопротеиды ЦП, ТФ и ЛФ являются белками острой фазы воспаления. Основной признак белков этой группы — быстрое и значительное изменение концентрации в результате нарушения гомеостаза независимо от природы и места приложения вызвавшего его стимула.

Реамберин и олифен (внутривенно капельно) оказывали явное корригирующее воздействие на содержание металлопротеидов, способствовали более выраженной стабилизации антиоксидантного потенциала сыворотки крови (по сравнению с витамином Е и БТ), что сопровождалось улучшением клинического статуса больных.

Впервые были проведены исследования по определению уровней основных металлопротеидов (ТФ, ЛФ, ЦП и СОД плазмы) в сыворотках и ЦСЖ 16 больных серозными (СМ) и 11 пациентов с гнойными менингитами (ГМ).

Инфузии 1,5%-ного реамберина проводили в остром периоде болезни ежедневно в течение трех-пяти дней подряд на фоне комплексной терапии больных серозными менингитами (СМ). Существенное снижение показателей ЛФ отмечено в цереброспинальной жидкости (ЦСЖ) на фоне приема РБ, в то время как в контрольной группе в сыворотке крови повышалось значение ЛФ и снижалось содержание ТФ. Значительным оказалось снижение ЦП в ЦСЖ под влиянием реамберина, что указывает на антиоксидантную активность препарата.

Выявлено положительное влияние реамберина на клинические показатели. Так, на фоне РБ лихорадка продолжалась 6,5 дня, интоксикация 6,4, цитоз нормализовался на 38-й день, койко-день составил 46,5 дня. Аналогичные показатели в группе на БТ были — 8,9 дня; 7,5 дня; 46 и 56 дней соответственно. Таким образом, включение в комплексную терапию СМ реамберина представляется целесообразным и сопровождается отчетливым клинико-лабораторным эффектом.

В данном разделе представлен анализ результатов лечения реамберином больных ВГ.

Всем больным вводили 300-400 мл 1,5% РБ, препарат переносился хорошо, аллергических реакций не было. На фоне терапии РБ быстрее проходили симптомы интоксикации, желтуха, боли в правом подреберье и уменьшались размеры печени. Положительная клиническая динамика отмечена у 50-82% больных.

Зафиксирована более ранняя положительная динамика биохимических показателей.

Выводы

1. Инфузии 1,5%-ного раствора реамберина в течение 3-12 дней хорошо переносятся больными, побочных реакций не наблюдалось. Реамберин сочетался с основными лекарственными формами, обладал выраженным дезинтоксикационным действием. Реамберин способствовал восстановлению вентиляционной способности легких и бронхиальной проходимости, улучшал трофические процессы в миокарде.

2. Реамберин способствовал повышению антиоксидантного потенциала сыворотки крови, повышению неспецифической резистентности организма больных гриппом и повышению неспецифической резистентности организма больных гриппом и ОРЗ, осложненных пневмониями, нейроинфекциями и вирусными гепатитами.

3. 1,5%-ный раствор реамберина рекомендуется в качестве патогенетической терапии при комплексном лечении больных тяжелыми формами гриппа и ОРЗ, осложненными пневмониями, а также серозными менингоэнцефалитами, острыми и хроническими формами вирусных гепатитов (в том числе при полиорганных поражениях вследствие экзоэндогенного токсикоза).

Статья опубликована в журнале Лечащий Врач