Главная / Медицинские статьи / Фармакология и фармация /

Российский рынок препаратов для применения в урологии (по итогам первого полугодия 2002 г.)


По материалам проекта “Мониторинг розничных продаж медикаментов в РФ”
П. Тазлов, ЦМИ “Фармэксперт”

Группа ЛС для применения в урологии (G04 по АТС-классификации ) играет заметную роль в формировании общей картины российского фармрынка, что связано с распространенностью и актуальностью проблем, для решения которых предназначены препараты этой группы. В сегодняшнем обзоре мы уделим особое внимание средствам для лечения простатита и доброкачественной гиперплазии предстательной железы и охарактеризуем кратко другие подгруппы препаратов: для лечения эректильной дисфункции и антибактериальные препараты для применения в урологии, тем более что лекарства из различных подгрупп часто применяются в комплексе.

Таблица 1. Совокупный ТОР20 ЛС для применения в урологии по розничным продажам в 1 м полугодии 2002 г.
Таблица 2. ТОР15 ЛС для лечения заболеваний предстательной железы по розничным продажам в 1 м полугодии 2002 г.
Таблица 3. ТОР10 производителей ЛС для лечения заболеваний предстательной железы по розничным продажам в 1 м полугодии 2002 г.
Файл pdf 54.9 KB >>

Рис. 1ПРОДАЖИ ЛС ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В УРОЛОГИИ ПО РЕГИОНАМ РФ, %

Частота распространения простатита в возрастных группах старше 25 лет составляет от 30 до 75%, причем число больных неуклонно растет. Это же относится и к аденоме предстательной железы: после 50 лет аденома простаты встречается практически у каждого второго мужчины, а после 80 лет — у девяти из десяти.

Заметный штрих в формирование картины сегмента урологических препаратов и фармрынка в целом внесло появление препаратов для лечения эректильной дисфункции. Это в первую очередь относится к виагре (силденафил, Pfizer), на которую в 1-м полугодии 2002 г. пришлось 29% продаж группы препаратов для применения в урологии, что эквивалентно 0,7% российского фармрынка в целом.

Группа ЛС для применения в урологии обеспечила в 1-м полугодии 2002 г. 2,4% российского фармрынка, что эквивалентно 32 млн долл. (здесь и далее — в оптовых ценах). В аналогичном периоде 2001 г. этот показатель составлял 1,9%, или 21 млн долл. Приведенные показатели первых шести месяцев 2002 г. составили 126 и 153% от прошлогоднего уровня. По итогам же 2001 г. в целом средства для применения в урологии обеспечили 2,1% рынка (44,5 млн долл.). Таким образом, на протяжении последних полутора лет доля группы урологических средств в общем объеме российского фармрынка росла заметными темпами. Попробуем теперь определить движущие силы этого процесса.

Доля подгруппы средств для терапии заболеваний предстательной железы в общем объеме продаж группы урологических препаратов составила в 1-м полугодии 2002 г. 35%, или 11,1 млн долл. (не учитывались продажи антибактериальных средств из соответствующей подгруппы). Напомним, что в январе-июне 2001 г. эти показатели составляли 32%, или 6,6 млн долл., а в целом за 2001 г. — 32% (14,2 млн долл.). Таким образом, если сравнивать соответствующие шестимесячные отрезки 2002 и 2001 гг., то наблюдаемый рост продаж препаратов для терапии заболеваний предстательной железы в абсолютном выражении (169%) заметно опережал таковой для группы урологических средств в целом (153%). Доля же рассматриваемой подгруппы в общих продажах урологических средств выросла по отношению к 1-му полугодию 2001 г. на 10%. Однако, как оказывается, данные показатели не являются наибольшими.

Рост продаж медикаментов из другой подгруппы — для лечения эректильной дисфункции оказался еще более высоким. Динамика этого субрынка выглядит так: в 1-м полугодии 2001 г. — 33% рынка группы урологических препаратов, или 10,6 млн долл., тогда как в 1-м полугодии 2002 г. — 27%, или 5,6 млн долл. Таким образом, в сравнении с 1-м полугодием 2002 г. продажи препаратов данной подгруппы за аналогичный период 2001 г. составили 190%, а доля внутри группы G04 выросла на 24%. Такие высокие темпы роста были обеспечены за счет увеличения популярности виагры, продажи которой по отношению к 1-му полугодию 2001 г. составили 182% (9,4 млн долл.), а доля в группе урологических препаратов выросла на 19%. Продажи остальных препаратов данной подгруппы на порядок меньше — продажи занимающего 2-е место йохимбина-шпигель (йохимбин, Solvay), даже несмотря на 64% прироста по отношению к 1-му полугодию 2001 г., составили около 0,36 млн долл. Отечественный препарат импаза (“Материа Медика”) только на протяжении 2002 г. сумел завоевать 3% рынка в данной подгруппе (продажи в 1-м полугодии 2002 г. — 0,31 млн долл.). В результате только эти три препарата попали в обобщенный ТОР20 препаратов для применения в урологии по объемам продаж в 1-м полугодии 2002 г., представленный в таблице 1. Необходимо заметить, что продажи других препаратов из подгруппы средств для борьбы с эректильной дисфункцией росли еще более высокими темпами: продажи каверджекта (алпростадил, Pharmacia) составили 203% от уровня 1-го полугодия 2001 г., афродора 2000 (Farco-Pharma) — 310%.

Перейдем теперь к подгруппе препаратов для лечения заболеваний предстательной железы (табл. 2). Наибольшего успеха здесь сумел добиться “Нижфарм” с занявшим 1-е место препаратом для лечения простатита витапрост (за счет прироста продаж на 118% по отношению к 1-му полугодию 2001 г.). В обобщенном ТОР-перечне средств для урологии витапрост пропускает вперед только виагру и гентос (Richard Bittner), однако объемы продаж витапроста и гентоса в 1-м полугодии 2002 г. отличались весьма незначительно: 1,89 млн долл. у витапроста против 1,95 млн у гентоса.

В табл. 3 представлены компании, определяющие картину рынка препаратов для терапии заболеваний простаты. “Нижфарм”, занявший 17% рынка данной подгруппы (в финансовом выражении), обеспечил практически половину доли продаж российской продукции по группе G04 в целом, где отечественные компании заняли 12% совокупного рынка в финансовом выражении и 35% — в натуральном. Это объясняется тем, что многие российские производители уделяют большое внимание производству дешевых препаратов из подгруппы антибактериальных ЛС для применения в урологии, в частности фурагина или фурадонина. В то же время зарубежные компании, производящие более дорогие средства этой подгруппы (препараты нитроксолина, оксолиниевой, налидиксовой и пипемидовой кислот) занимают большую часть рынка в финансовом выражении. В их числе LEK (5-НОК, палин), Sanofi-Synthelabo (невиграмон), KRKA (неграм, пимидель). Производство некоторых из этих препаратов осуществляется и в России (“Сотекс” — палин, 5-НОК). Заканчивая разговор о подгруппе противомикробных препаратов и антисептиков для применения в урологии, отметим, что объем продаж средств этой подгруппы вырос по сравнению с 1-м полугодием 2001 г. лишь на 16%, так что их доля в продажах групп средств для урологии сократилась до 76% от уровня 1-го полугодия 2001 г.

И, наконец, вернемся к группе средств для лечения заболеваний предстательной железы (табл. 2). Весьма высокими объемами продаж характеризуются препараты альфа-адренолитиков для лечения аденомы простаты. Лидером среди них является омник (тамсулозин, Yamanouchi), продажи которого выросли по сравнению с I кварталом 2001 г. на 83%. Близкими объемами продаж (прирост 98%) характеризуется дальфаз (альфузозин, Sanofi-Synthelabo). Продажи влияющего на андрогенный обмен проскара (финастерид, Merck Sharp & Dohme) выросли на 36% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Другой препарат финастерида — финаст (Dr. Reddy’s) характеризовался вчетверо меньшими объемами продаж (при сравнимых объемах реализации в натуральном выражении). На 29% выросли продажи кардуры (доксазозин, Pfizer). Высока конкуренция в секторе препаратов сложного состава, к которым относятся трианол (LEK), простамол уно (Berlin-Chemie/Menarini group), таденан (Laboratoires Fournier), пермиксон (Pierre Fabre), простаплант (Dr. Willmar Schwabe). Из этого перечня только трианол сохранил объемы реализации на уровне 2001 г., остальные препараты увеличили свои продажи. Наиболее заметный рост продаж продемонстрировали простамол уно и таденан.

Обратимся к географической структуре розничных продаж урологических препаратов в целом и подгруппы средств для лечения заболеваний предстательной железы (рис. 1), где на долю Москвы приходится более четверти российского лекарственного рынка. При этом для Москвы и Московской области, С.-Петербурга, Новосибирска и Красноярска вклад в общероссийские продажи подгруппы средств для лечения заболеваний предстательной железы меньше, чем вклад в продажи группы средств для урологии в целом.

И в завершение нашего сегодняшнего обзора подведем краткие итоги: рынок средств для применения в урологии растет заметными темпами; рост продаж подгруппы средств для лечения заболеваний простаты опережает таковой для группы в целом; наибольшими продажами в подгруппе характеризуется российский препарат витапрост.

Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник