Главная / Медицинские статьи / Фармакология и фармация /

Компьютер как ступень эволюции аптеки 


Не секрет, что одной из наиболее перспективных областей применения компьютера в аптеке считается использование его возможностей для увеличения прямых продаж. Это и предоставление покупателям информации о наличии того или иного препарата и его цене, и оформление заказа на доставку лекарства. Во многом развитие этого типа услуг зависит от темпов компьютеризации всего общества, в т.ч. и от расширения количества пользователей сети Internet. Слово — генеральному директору компании “Фарма-Нэт Б.В.” Елене Владимировне ДОБРОВОЛЬСКОЙ.

Для нас, как для компании, непосредственно занимающейся разработкой программного обеспечения для аптечных предприятий, вопрос о перспективах создания в России полноценного “электронного” рынка лекарств (подобного тому, что существует в большинстве развитых стран) является одним из наиболее актуальных. Ведь с этим связаны, в первую очередь, и возможности расширения аптечного бизнеса, увеличение товарооборота, а значит — и наша потенциальная способность предоставлять клиентам дополнительные сервисные услуги.

К сожалению, на мой взгляд, в настоящее время реальные способности большинства участников фармрынка заниматься продажей ЛС через Интернет ( в особенности, если речь идет о рознице) серьезно опережают существующий спрос на такого рода услуги. Сразу уточню: мы говорим именно о продаже, а не о предоставлении информации, в той или иной степени облегчающей этот процесс. Ведь фактически на данном этапе развития нашего рынка использование компьютерных коммуникационных технологий ограничивается получением данных о цене и наличии препарата, скажем, у производителя, дистрибьютера или в аптеке; реже предоставляется возможность сформировать заявку на получение соответствующего количества товара, подтвердить ее и проследить за выполнением. А ведь известно, что фактом покупки можно считать лишь фактическое получение товара покупателем, а денег либо их эквивалента — продавцом. Между тем как раз выполнения этого условия в полной мере российский интернет-рынок обеспечить не в состоянии.

Проблема заключается в отсутствии развитой системы платежей через Интернет, доступной для абсолютного большинства пользователей — при том, что технически это вполне выполнимо. В лучшем случае речь идет о начислении суммы платежа на некий виртуальный кредит, который поставщик по взаимной договоренности и на известных условиях предоставляет покупателю. Собственно же оплата осуществляется по обычной схеме — наличными или через банк. Думаю, если бы аптека или рядовой покупатель могли в реальном режиме времени оплачивать товар, это сразу привело бы к резкому увеличению продаж таким способом. А какая экономия времени и средств для всех участников рынка, думаю, можно не рассказывать... К слову, неплохо было бы и на государственном уровне учесть зарубежный опыт — к примеру, в США до недавних пор сделки через Интернет не облагались налогом, что в значительной степени способствовало формированию стабильно развивающейся системы торговли через сеть.

Есть и еще ряд причин, по которым реализация товара (в данном случае лекарств) через Интернет в нашей стране пока развивается достаточно однобоко. Поскольку наша компания специализируется в основном на автоматизации работы аптек, остановимся лишь на факторах, имеющих отношение к этому сектору рынка. Один из них по-прежнему заключается в непривычности подобных технологий не только для подавляющего большинства населения, но и, что гораздо менее естественно, значительной части аптечных предприятий. Причем, если в первом случае вопрос лежит больше в экономической области (да и то количество рядовых пользователей сети в стране ежегодно чуть ли не удваивается), то во втором — проблема заключается, скорее, в менталитете и неготовности воспринимать что-то новое. Ведь сегодня покупка компьютера или модема вполне по силам даже небольшой аптеке. Более того, уже трудно найти аптеку, которая не могла бы похвастаться наличием компьютера или даже локальной сети, позволяющей автоматизировать товарооборот или бухучет. Пользование Интернетом также стоит копейки — особенно, если при этом применяется современное программное обеспечение, позволяющее в считанные минуты проводить сравнение цен у поставщиков, а формирование заявки делать уже в автономном режиме. И при всем при том желание использовать имеющиеся возможности на пользу дела (а ведь Интернет предоставляет тому же руководителю аптеки еще и широчайшие возможности для маркетинговой работы) встречается гораздо реже, чем можно было бы ожидать. Мол, поставит дистрибьютер свою программу — хорошо, а нет — и так обойдемся...

Конечно, есть из этого правила свои исключения, однако они удручающе редки и приходятся, в основном, на мегаполисы вроде Москвы или Санкт-Петербурга. Думаю, до тех пор, пока не произойдет качественных изменений в понимании того, как с помощью сети можно реально повышать объемы продаж, никаких изменений в понимании этой проблемы руководителями аптечных предприятий не произойдет.

Что для этого можно сделать уже сегодня? На мой взгляд, нужно более активно, в т.ч. и с помощью профильных СМИ вроде “ФВ”, рекламировать и “пиарить” этот вид бизнеса. Причем не только в целом, но и на примере конкретных примеров аптек, которые сумели добиться успеха в данном направлении. Речь в данном случае идет не просто о какой-то новинке или диковинке, а о необратимой тенденции, поддержка которой означает и помощь в формировании в России современного и высокотехнологичного рынка лекарств.

Что же касается перспектив этого вида торговли, то, думаю, заметный скачок в его развитии произойдет достаточно скоро — в ближайшие два-три года. И связан он будет с вполне конкретной причиной: модернизацией телефонных сетей, которая уже сейчас начинается в некоторых крупных городах. Ускорение обмена информацией и повышение качества связи, чьи низкие характеристики сегодня нередко приводят к обрыву контакта при модемном соединении, неизбежно приведут к еще большему удешевлению использования Интернета. А значит — и к увеличению количества потенциальных покупателей, а также спроса на осуществление покупок через каналы сети.

В принципе, я не исключаю возможности, что по мере развития платежной системы все более реальной станет перспектива увидеть и в России настоящую виртуальную аптеку, весь штат которой будет состоять из директора, бухгалтера и службы доставки...

Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник