Главная / Медицинские статьи / Фармакология и фармация /

Будущее – за аптечными сетями


Болдырев Алексей Очирович,
генеральный директор ГУП “Фарммедтех”, Элиста, Республика Калмыкия

На сегодняшний день ГУП “Фарммедтех” — аптечная сеть, состоящая из 15 сельских и городских аптек и одного аптечного склада. Благодаря согласованной работе всех наших структур розничный товарооборот ГУП “Фарммедтех” из года в год увеличивается на 20-25%. В прошлом году он составил 18 млн руб., оптовый – 16 млн руб.

Надо заметить, что ГУП “Фарммедтех” — единственное предприятие в республике, которое выполняет государственный заказ, обеспечивая всю Калмыкию наркотическими и психотропными препаратами. К счастью, уже многие годы мы сохраняем свою материально-техническую базу и кадровый состав. Это стало возможным благодаря существованию аптечной сети.

Практика доказала, что объединенная структура позволяет легче претворять в жизнь правила, существующие сегодня на фармрынке. Это удобно и выгодно и для тех, кто продает лекарства, и для тех, кто этот процесс контролирует. А вот так называемая самостоятельность нередко ведет к хаосу. Бывают случаи, когда руководители отдельных аптек тот или иной документ понимают по-разному. Короче, каждый тянет одеяло на себя. Отсюда и неразбериха, а порой и полное игнорирование государственных законов. ГУП “Фарммедтех” такой участи избежало, и мы, образно говоря, играем в одни ворота. А в этом наше преимущество.

Существенных отличий между государственными и частными аптечными сетями, на мой взгляд, нет. Та же система управления, тот же менеджмент, только вот подчинение разнится. Государственная аптечная сеть, как правило, подчиняется Минздраву республики, частная – только хозяину. А потому, как водится, музыку заказывает тот, кто дает деньги.

Хозяева частных аптечных сетей, к примеру, могут заполнить полки своих аптек дорогущей импортной косметикой, а вот аспирин или анальгин там не всегда можно купить. Социально незащищенное население от такой политики, конечно, страдает, зато аптека приносит прибыль, и это обстоятельство вполне устраивает ее учредителей.

Может ли позволить себе такие вольности государственная аптечная сеть? Конечно, нет! Хотя нам тоже хочется работать без убытков. Аптеки ГУП “Фарммедтех”, например, в будущем году планируют открыть отделы товаров для матери и ребенка. В нынешнем году на наших прилавках появится лечебная косметика. Но все это, безусловно, будет не в ущерб основным группам медикаментов, ведь мы прекрасно понимаем, что основная наша функция – социальная.

Концентрации в сфере розничных продаж – вещь, конечно, замечательная. И выигрывает здесь тот, кто предоставляет больше услуг, у кого шире ассортимент и дешевле препараты. Постановлением Правительства Калмыкии торговая наценка на медикаменты в республике на сегодняшний день не должна превышать 40%. Однако в наших аптеках очень часто она не поднимается выше 25-27%, т.к. мы ориентируемся на средние цены фармрынка России.

Конечно, при таком раскладе о большой прибыли говорить не приходится. Отсюда и малые оборотные средства, и долги, и не очень высокая рентабельность производственных аптек ГУП “Фарммедтех”. В нынешнем году новый министр здравоохранения Калмыкии Л.К. Джексембекова пообещала нам, что деньги, выделенные под гарантированную медикаментозную помощь, пойдут не через частные, а через государственные структуры. Мы очень на это надеемся: при таком раскладе удастся решить все наши годами копившиеся проблемы. А это и приобретение оборудования для изготовления экстемпоральных лекарств, и установка в аптеках дистилляторов и автоклавов, и многое другое. Сами понимаете, у разветвленных аптечных сетей гораздо больше нерешенных вопросов, чем у одного предприятия. Все прорехи хочется быстро залатать. Получится ли?

Что же касается публикуемых рейтингов аптечных сетей, то они не всегда объективны. И в этом чаще всего виноваты не СМИ, а руководители аптечных сетей, которые не предоставляют честную объективную информацию о своей деятельности. Думаю, со временем соответствующие законы и постановления все же заставят всех участников фармрынка выйти из тени. И в первую очередь это будет в интересах аптечных сетей, количество которых значительно увеличится.


Буланцева Тамара Антоновна,
директор ОАО “Фармация”, Шахты, Ростовская обл.

Принимая решение о вхождении в аптечную сеть, самостоятельная аптека, на мой взгляд, руководствуется целесообразностью этого шага, просчитывая все варианты. В расчет берутся и такие понятия, как экономическая выгода, технические мощности, людские ресурсы. Чтобы не быть голословной, приведу пример нашего предприятия.

В 1995 г. шахтинское ТПП “Фармация” было преобразовано в ОАО. Изучив опыт работы ряда аптечных складов и отдельных аптек, коллектив предприятия принял решение об акционировании аптечной базы вместе с аптечными учреждениями. Сохранить и развивать собственную розничную аптечную сеть наряду с развитием оптовой реализации медицинского товара — вот та задача, которую мы перед собой поставили.

Время подтвердило правильность подобного решения, поскольку именно наличие разветвленной сети аптек сделало предприятие привлекательным для инвесторов. Сейчас часть акций предприятия находится у государства, сотрудников, а контрольный пакет — у межрегиональной фармацевтической производственной дистрибьютерской корпорации ООО “Биотэк”. Именно симбиоз оптового и розничного звена позволяет выживать предприятию в непростых условиях современного рынка.

Сегодня я убеждена, что аптечная сеть — это единый стиль. Это, как правило, централизованные закупки медицинских товаров, а значит, снижение цен и дополнительный контроль за качеством поставленных медикаментов. Кроме того, аптечная сеть дает возможность специализации аптек (детские, производственные, с открытой формой реализации и др.). Становится реальным проведение курсов повышения квалификации, различных тренингов и семинаров.

Наличие сети аптек — это большое преимущество при лекарственном обеспечении населения по льготным рецептам. Наконец, объединенная аптечная сеть — это гарантия большей экономической стабильности по сравнению с аптеками-одиночками. Однако самостоятельные аптеки более мобильны, в т.ч. в плане организации закупок медтовара.

ОАО “Фармация”, в Уставном капитале которого есть доля государственных акций (25,5%), как и государственные аптеки, занимается продажей и таких специфических препаратов, как наркотические, психотропные, ядовитые и сильнодействующие, этиловый спирт, работа с которыми — большая ответственность и минимум прибыли. А вообще-то, как правило, именно государственные аптеки берут на себя ответственность за выполнение самых трудоемких и порой экономически невыгодных мероприятий в лекарственном обеспечении населения и лечебных учреждений. Сюда входят работа с наркотическими, психотропными, ядовитыми и сильнодействующими медикаментами; работа по лекарственному обслуживанию населения по льготным рецептам, которая всегда осуществляется с отсрочкой платежа; экстемпоральное изготовление лекарств, как для ЛПУ, так и для амбулаторных больных. Государственные аптеки — это полный пакет социальных гарантий для сотрудников, гарантия качества реализуемых медикаментов.

Надо сказать, что цены на многие медикаменты в государственных аптеках не всегда самые низкие. Причина — отпуск лекарств с последующей оплатой, предоплатой и их получение с отсрочкой платежа, а значит, заведомо по более высоким ценам, чем на условиях предоплаты. И тем не менее государственные аптеки пользуются большим доверием у пациентов. Государственные аптеки — это очень ответственное отношение как к медикаментам, так и к больным, профессиональный подход к советам и рекомендациям при отпуске лекарств.

Если говорить о концентрации в сфере розничных продаж, то у нее большие преимущества. Это сведение к минимуму фальсифицированных лекарств, снижение цен, повышение квалификации специалистов, широкий набор предлагаемых услуг. А вот публикации рейтингов аптечных сетей порой не объективны. И происходит это потому, что многие предприятия скрывают реальные доходы. И все же я думаю, что через 5 лет в России практически не останется аптек-одиночек: часть объединится в аптечные сети, другие разорятся.


Буланцева Тамара Антоновна ,
начальник коммерческого отдела фармацевтической компании “Вита”, Самара

Курникова Наталья Александровна,
начальник маркетингового отделафармацевтической компании “Вита”, Самара


Для любой коммерческой организации основной целью финансово-хозяйственной деятельности является получение прибыли. В условиях жесткой конкуренции для привлечения покупателей, в целях выживания, независимой аптеке необходимо либо демпинговать, либо предлагать альтернативные услуги. Самостоятельные аптеки имеют небольшие объемы закупок, соответственно, они получают от поставщиков меньший размер скидок, что приводит к более высоким входным ценам, нежели у сетевых аптек. Ограниченность прибыли (а, как правило, ее отсутствие) не позволяет самостоятельным аптекам вкладывать деньги в свое развитие, расширять ассортимент, повышать сервис и формировать собственный рекламный бюджет, осуществлять брендирование своей марки. В таких аптеках отсутствует возможность для мотивации персонала, а также повышения его квалификации, в частности образовательного уровня. Развитие сетевых аптек с целью увеличения оборота, темпов роста, доли на рынке или в силу своей миссии, “имиджа ради”, по принципу “наименьших общих издержек”, позволяет поддерживать низкодоходные или, на начальном этапе, даже убыточные аптеки.

Преимущества аптечных сетей также обусловлены гибкой ценовой и ассортиментной политикой, широким спектром услуг, высоким качеством обслуживания. В их штате — высококвалифицированные специалисты, которые занимаются анализом фармрынка, проведением маркетинговых исследований, определением потребности. Как правило, крупные аптечные сети имеют собственные информационно-справочные службы. В рамках одной сети значительно легче и эффективнее продвигать лекарственные препараты, и это, безусловно, вызывает интерес со стороны производителей.

В конечном счете руководство обособленных аптек, оценив преимущества объединения, как правило, принимает решение о вхождении в ту или иную аптечную сеть, выбор которой зависит от величины коммерческой выгоды и степени влияния на деятельность аптеки головной компании, от степени независимости. Это, может быть, консолидация на условиях франчайзинга, когда вошедшее аптечное предприятие начинает работу под единой торговой маркой брендированной сети, при этом устанавливаются требования и ограничения по ведению бизнеса. Преимущества здесь очевидны. Или на условиях партнерства, где основная компания осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью и прочими процессами вновь вошедшей аптеки. В любом случае аптека будет выбирать те условия, которые в максимальной степени способствуют сохранению и преумножению ее собственности.

В последние годы процесс объединения аптек стал наиболее значимым для всех участников рынка. Если проанализировать ассортимент государственных аптек, то он, как правило, не превышает 1,5 тыс. наименований. В настоящее время такого количества номенклатурных позиций уже явно недостаточно. Государственные аптеки ориентированы прежде всего на обслуживание определенного сегмента фармрынка — на обслуживание декретированной группы населения, имеющей право на льготы по лекарственному обеспечению. Государственные аптеки преимущественно работают с препаратами, входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Проблемы государственных аптек связаны с их зависимостью от бюджетного финансирования. Для того чтобы изменить ситуацию в данном секторе экономики, требуются дополнительные денежные вливания. Учитывая сокращение бюджетных инвестиций, на ближайшие годы нельзя прогнозировать сохранение ситуации в государственном секторе фармрынка. Другими словами, государственные аптечные сети будут сохранены настолько, насколько будет осуществляться финансирование льготных категорий населения.

Оценивая объективность рейтингов аптечных сетей, представленных на страницах специализированных СМИ, следует отметить, что публикуемая информация является не всегда достоверной. На российском фармрынке представлено порядка 20 тыс. аптечных предприятий. И как объяснить тот факт, что зачастую в рейтинге аптечных сетей принимают участие не более 10-25 компаний? В последнее время рейтинги Центра маркетинговых исследований “Фармэксперт” заслуживают особого внимания профессионалов фармацевтической отрасли, поскольку их данные в значительной степени достоверны.

Анализируя ситуацию, сложившуюся на самарском фармрынке, следует отметить, что 70-80% розничного сектора занимают две крупные аптечные сети — “Вита” и “Имплозия”. На наш взгляд, в ближайшем будущем аптечные сети укреплят свои позиции и расширят сферу деятельности. Государственный сектор будет сохранен, однако при сокращении бюджетного финансирования доля частного сектора будет возрастать. Мы верим, что будущее России — за аптечными сетями.

Закипных Наталья Евгеньевна,
генеральный директор ООО “СПРЭЙ”, Рязань

Сеть аптек “СПРЭЙ” работает на рязанском фармрынке уже 10 лет. Сегодня в ней 12 розничных точек: 4 крупные аптеки, одна из которых имеет рецептурно-производственный отдел, и 8 аптечных пунктов I категории. В структуру предприятия также входят централизованный оптовый склад и единая справочная служба сети.

Динамичные и непредсказуемые изменения различных факторов современной жизни ставят в сложные условия как одиночные аптечные предприятия, так и сетевые структуры. И Рязань в этом плане не исключение. Именно стремление выжить часто заставляет самостоятельные аптеки искать новые пути дальнейшего развития. Один из вариантов – объединение в аптечную сеть. В сеть аптек “СПРЭЙ”, например, путем реорганизации вошли бывшие рязанские аптеки № 170 и 174. Благодаря этому шагу удалось сохранить коллектив высококвалифицированных специалистов, помещение и улучшить условия труда. Модернизирован производственный отдел аптеки № 170 (аптека “СПРЭЙ-4”), а аптека № 174 (сегодня – “СПРЭЙ-3”) после проведения капитального ремонта превратилась в одну из самых красивых аптек города. Сегодня эти предприятия – часть сети, они уверенно чувствуют себя на рязанском фармрынке и активно развиваются.

Аптечная сеть имеет свои неоспоримые преимущества. Большие объемы закупок дают возможность работы с крупными поставщиками – официальными дистрибьютерами фирм-производителей. При этом консолидация закупок позволяет получить большие оптовые скидки у поставщиков. А такие элементы бизнеса аптек, как финансы и учет, маркетинг, закупки, служба сертификации, склад, могут быть централизованы, что ведет к снижению издержек и более качественному осуществлению данных функций.

Следствием перечисленных преимуществ являются доступные цены, широкий ассортимент, реализация качественной продукции и возможность введения дополнительных услуг (справочной службы, медицинского кабинета, отдела оптики и др.). Проведение активной рекламы общесетевой торговой марки также привлекает дополнительных клиентов.

Сеть располагает значительными оборотными средствами и может позволить себе, помимо стандартного пакета социальных гарантий, предусмотренного ТК РФ, дополнительную поддержку сотрудников. Проведение обучения и повышение квалификации, а также сертификация провизоров и фармацевтов за счет фирмы, создание собственной службы по работе с персоналом способствуют формированию и развитию корпоративной культуры, уменьшают текучесть кадров и в итоге значительно повышают уровень обслуживания покупателей.

Нельзя оставить без внимания и еще один важный аспект. Недостаток средств часто заставляет одиночные аптеки отдавать предпочтение так называемому ходовому ассортименту — тем препаратам, которые гарантируют максимальную прибыль. Сетевые аптеки в состоянии включить в свой ассортимент лекарственные средства, которые могут быть востребованы раз в месяц или даже раз в полгода. Часто это довольно дорогостоящие препараты, которые требуют особых условий хранения, а сеть аптек, как правило, располагает и специализированным помещением, и необходимым оборудованием.

Сеть аптек “СПРЭЙ” — это общество с ограниченной ответственностью. В Рязани три аптечные сети, и все они — негосударственные. Госаптек в городе практически не осталось. Но сохранился такой вид социально значимой деятельности, как обслуживание льготных категорий граждан, имеющих право на частичное и полное бесплатное обеспечение лекарственными средствами. Ряд рязанских аптек участвует в реализации этой социальной программы.

Рязанская пресса проявляет интерес к проблемам и перспективам развития фармрынка города. Но информацию, действительно полезную для конечного потребителя, или объективные публикации рейтинга аптек и аптечных сетей, основанные на результатах маркетинговых исследований, найти нелегко. А подобные материалы могли бы помочь рязанцам.

Сеть аптек “СПРЭЙ” продолжает активно работать и с оптимизмом смотрит в завтра. Мы твердо убеждены, что аптечные сети и в дальнейшем будут также активно развиваться.


Князев Герман Геннадьевич,
председатель Совета директоров ЗАО “Аптечная сеть “ПиК-НН”, Нижний Новгород

Я думаю, что через 5 лет в России доля аптечных сетей будет максимальной и абсолютное большинство аптечных предприятий войдут в холдинги, структуры или сети. Невозможно сегодня изобрести новый паровоз, стоящий на отдельном пути. Вполне вероятно, что сохранится какое-то количество отдельных учреждений, но их будет мало, т.к. многие предприниматели уже сегодня понимают, что отдельная аптека по цене товаров и по сервису не может конкурировать с крупной сетью. Особенности объединения аптек заключаются в том, что, как правило, перед их владельцами не стоит вопрос, входить в сеть или нет. В определенных условиях они принимают решение, продавать учреждение, закрывать его или продолжать работать. Когда речь идет о продаже, аптечная сеть может поглотить отдельную аптеку, если она ей нужна. Если нет, то такая аптека (киоск, павильон) либо закрывается, либо перепрофилируется. И вот этот путь, на мой взгляд, в Н. Новгороде самый реальный с точки зрения применения нового ОСТа.

Общая тенденция к объединению объясняется тем, что при создании сетевых структур удается избежать лишних издержек и добиться более эффективного управления. Упрощается функция по заказу товаров, т.к. есть единый орган управления и единый маркетинговый центр, определяющий ассортиментную и ценовую политику. За счет централизации заявок со всех аптек можно добиться у поставщика максимальной скидки. Сокращение издержек происходит за счет исключения дублирующих функций, т.к. отпадает необходимость иметь в каждом учреждении бухгалтера и сотрудников, которые принимают и разбирают товар. В этом случае аптека занимается только работой с покупателями, т.е. продвижением и продажей товаров.

Но есть и небольшой минус: появляются определенные провалы во времени за счет снижения скорости обработки информации, поступления дефектур, уменьшается персональный контроль владельца за каждым аптечным подразделением.

Различия между частным и государственным предприятием заключаются в том, что владелец частного предприятия все время думает о получении максимальной выгоды, а значит, и об эффективности использования каждого сантиметра площади, о конкурентной цене и о покупателе, т.к. если не будет покупателя в аптеке, то не будет и прибыли. Заставить об этом думать государственного служащего невозможно — он получает фиксированную зарплату, а предприятие не его личное дело и не смысл его жизни, а просто работа. Я уверен, что в нашей стране модель хорошей организации работы во главе с муниципальным чиновником бесперспектива. Невозможно представить, что чиновник за ту зарплату, которую он получает сегодня, будет думать о том, как эффективно управлять бизнесом.

Сегодня характерен процесс объединения муниципальных аптек. В отдельных городах это уже произошло, а в других руководители думают о том, как быть с этой муниципальной собственностью, т.к. в большинстве городов МУП убыточны и не приносят доходов.

Механизмы объединения имеют различия, а схемы могут быть более “продвинутыми”, и тогда в них предполагается создание централизованного склада, организации централизованной закупки и доставки во все аптеки. Это признаки настоящей сетевой структуры. Но успешно внедрить такую схему удалось не везде.

В Нижнем Новгороде процесс объединения городских муниципальных аптек уже начался. Но то, что сейчас происходит в нашем городе с муниципальными аптеками, — это просто издевательство. Их загоняют в жесткое русло, заставляя закупать товар только у определенных поставщиков, преследуя одну цель — получение доходов искусственно созданной надстройкой над муниципальными аптечными сетями. Создание этой сетевой структуры идет по следующей схеме: доходы от работы муниципальных предприятий — в частные руки, а вывеска и принципы — муниципального управления.

Со стороны ярко видны различия между поставленными новыми руководителями муниципального объединения задачами (максимальный товарооборот через существующую структуру) — и реальными проблемами (необходимость инвестиций в товарные запасы, уменьшение кредиторской задолженности, замена торгового оборудования). Я думаю, что сегодняшняя муниципальная аптечная сеть пока является аморфной, промежуточной структурой, которая долго не сможет существовать, и сравнивать частную аптечную сеть с сегодняшней нижегородской муниципальной нельзя, т.к. последняя только создается. Говорить о конкуренции также пока нет смысла. Более того, я думаю, что такой вопрос и не будет стоять, поскольку городу требуется не менее 200 полноценных аптек, а соответствующих новому ОСТу — не более 100.

Процесс объединения муниципальных аптек в сеть неизбежен. Но я против того, чтобы это происходило подпольно, кулуарно и неэффективно. Реорганизация должна быть гласной и выгодной для города. Частным инвесторам должна быть предложена максимальная цена за существующую муниципальную сеть.

Можно еще привести примеры нерациональности существующей модели объединения муниципальных аптек. В нашем городе четко обнаруживается тенденция, когда руководители, занимающиеся объединением муниципальных аптек, считают, что такой сети будет легче выживать, если вокруг не будет частных аптек. Эти идеи уже высказывали отдельные руководители, и уже приняты первые решения. Одно из них заключается в том, что льготное лекарственное обеспечение будет осуществляться только через муниципальные аптеки, которых сегодня в Н. Новгороде около 40. Но будет ли от этого хорошо покупателю? Следует иметь в виду, что количество льготников растет: сегодня за льготными лекарствами в городе обращаются до 300-400 тыс. человек в месяц. Справятся ли муниципальные аптеки с таким объемом работы? Мы еще хорошо помним, как было организовано обслуживание населения в советские времена, когда в одном районе города работали всего 3 аптеки.

Я думаю, принятое решение было временным, непродуманным и будет в скором времени отменено. Уже сегодня пришлось сделать некоторые отступления. Так, мэр города вынужден был вмешаться в работу муниципальной аптечной сети и разрешил участвовать в программе льготного лекарственного обеспечения частным предприятиям, расположенным в районах, где явно недостает муниципальных учреждений.

Вопрос слияния или, открыто говоря, продажи всей муниципальной сети рано или поздно будет стоять перед администрацией любого города, т.к. многие муниципальные аптеки сегодня оказались в трудном положении. Чтобы его исправить, необходимо выделять деньги на содержание, реконструкцию и т.д. Если этого не делать, то муниципальные аптеки будут неконкурентоспособными и, соответственно, убыточными. В таком виде они не нужны городу, т.к. занимаемые ими муниципальные помещения можно по конкурсу отдать частникам с сохранением профиля или даже с обязательными условиями:

сохранение производственных отделов;
сохранение отпуска сильнодействующих препаратов.
Кстати, миф, что частные аптеки не занимаются этими направлениями. Так, наша аптечная сеть имеет в своем составе производственный отдел, который обслуживает все аптеки сети, мы имеем лицензию на отпуск сильнодействующих веществ, существует собственная справочная служба. В аптеках оказывается бесплатная медицинская помощь, мы обслуживаем льготников по бесплатным и льготным рецептам, т.е. выполняем абсолютно все функции муниципальных аптечных предприятий и делаем это не по приказу, а добровольно.

Малых Дмитрий Валерьевич,
руководитель аптечной сети ООО “Башмедснаб”, Уфа

Являясь руководителем сети аптек, в структуру которой входят 13 аптечных пунктов, я, к сожалению, не имею возможности судить о приоритетах “самостоятельных” аптек при принятии решения о вхождении в аптечную сеть.

Что же касается отличий в работе аптек, входящих в сеть, то хотелось бы отметить позитивные моменты, присущие сетям. Во-первых, это возможность перемещения капитала по объектам, перераспределение товара и персонала. Во-вторых, и это немаловажно: у людей, работающих в сетях, больше шансов для служебного роста. В-третьих, у аптечных сетей есть возможность создания более гибкой системы скидок поставщикам, что весьма привлекательно для клиентов.

Но есть и негативные моменты. Отсутствует возможность оперативного реагирования на дефектуру. Недостаточно времени для работы с персоналом. Особых отличий между государственными и частными аптеками я не вижу. Дело, скорее всего, в личности руководителя, а не в форме собственности. Единичные аптеки, и это неоднократно подтверждалось, работают весьма эффективно, все зависит от поставленных целей. Ну а доля аптечных сетей в России, на мой взгляд, через пять лет в частном секторе будет составлять 90%.


Милевич Илья Моисеевич,
генеральный директор ЗАО “Фармакор”, Санкт-Петербург

В решении самостоятельной аптеки войти в аптечную сеть, как правило, два пути – добровольный или под давлением обстоятельств. Первым следует экономически благополучная аптека, которую возглавляет разумный руководитель, понимающий, что у его аптеки в отдельности нет будущего. Он смотрит вперед и понимает, что даже успешная сегодня аптека спустя некоторое время благодаря давлению более организованных, сильных конкурентов-сетей столкнется с трудностями и попадет в сложную ситуацию.

При этом решение о вхождении в сеть может принять директор аптеки, а может – ее хозяин (или хозяева). Для первого это сохранение рабочего места в обозримом будущем, для второго – сохранение и упрочение доходности, для обоих – своевременный учет собственных экономических интересов. В реальности директор нередко является совладельцем аптеки и потому играет сразу обе роли.

Изменение самостоятельности возможно в двух вариантах – или аптека вливается в сеть и начинает работать под ее флагом, или остается работать под своим названием, но переходит на снабжение этой сетью или крупным дистрибьютером. Во втором случае, оставаясь самостоятельной экономически, аптека принимает решение о гарантированном снабжении из одного источника и снимает с себя эту “головную боль”.

Вторая ситуация (когда аптека входит в сеть под давлением обстоятельств), как правило, возникает с аптеками, либо находящимися на грани банкротства, либо уже фактически являющимися банкротами. В этой ситуации вхождение в сеть – единственный способ погасить долги. Как правило, ни коллектив, ни руководители, ни хозяева в дальнейшем, после вхождения в сеть, уже не играют роли в потерявшей самостоятельность аптеке. Они получают за аптеку определенную сумму и из нее погашают долги перед кредиторами, прежде всего поставщиками.

Если сравнивать аптеки, входящие и не входящие в сети, то сетевые аптеки – это прежде всего единый стандарт, единое оформление, единые цены, требования к ассортименту и товаропроводящий процесс. Преимущества сети в укрупнении, которое позволяет снизить себестоимость, и в том, что значительная часть проблем с аптеки перекладывается на сетевые организационные структуры. Техническим обеспечением, охраной, переговорами с поставщиками, с органами власти занимается головная структура. В отдельной аптеке все эти проблемы ложатся на плечи руководителя. Сетевая же в отличие от нее имеет возможность сконцентрироваться на поддержании ассортимента и на обслуживании покупателей. У нее лучшие перспективы и возможность платить более высокую зарплату, чем у отдельной аптеки.

Теперь несколько слов о различиях между государственными и частными аптечными сетями. Нигде в мире государственная форма собственности не доказала своей эффективности, прежде всего потому что персонал не заинтересован в результатах собственного труда. Мало того, по сути дела то, что у нас называется государственными аптеками (по крайней мере в Петербурге), на самом деле таковым не является. Это ГУП, которым переданы государственные помещения, которые пользуются льготами, но обязательств перед государством фактически не имеют. Социальную нагрузку, которую они несут, точно так же могли бы нести частные аптеки, имей они такие же льготы. В результате мы видим, как ряд государственных аптек с отличным расположением закрывается, накопив большие убытки.

Каковы перспективы аптечных сетей? Вообще мировой опыт показывает, что за ними будущее. Там, где создание сетей до сих пор было законодательно ограничено (например, в Финляндии и других европейских странах) по принципу “одна аптека – один хозяин”, это была, скорее, социальная мера, направленная на сохранение рабочих мест. С вхождением в ЕС таким странам приходится начать допускать сети на аптечный рынок, и они тут же начинают возникать по понятным экономическим причинам. В любом случае рост количества аптек имеет свои пределы. Это связано с тем простым фактом, что рынок конечен, он имеет порог насыщения – нельзя открыть аптеку в каждом доме, как бы это ни было удобно потребителю.

Разумеется, новые аптечные сети стараются перенять все лучшее, что есть у “старожилов” рынка. Вне всякого сомнения, при этом они ориентируются прежде всего на собственные наблюдения и профессиональный опыт, но не в последнюю очередь обращают внимание на рейтинги аптечных сетей. В этом плане нельзя не отметить профессиональный конкурс фармрынка России – “Платиновую унцию”. Правда, нужно оговориться, что результаты “Платиновой унции” нельзя назвать рейтингом в полном смысле слова, поскольку в номинации “Лучшая аптечная сеть” расставляются “по ранжиру” только трое номинантов, а не все подавшие заявки аптечные сети. Однако, по всеобщему убеждению участников рынка, именно обладание “Платиновой унцией” позволяет аптечной сети считаться, условно говоря, пятизвездочной.

Вообще, качественный рейтинг характеризуют ясные, прозрачные критерии, а также профессиональные эксперты, которые по этим критериям рейтинг составляют. Поэтому мы называем качественным рейтинг “Платиновой унции”, рейтинг “Фармэксперта” и, наоборот, с недоверием относимся к растущим как грибы конкурсам сетей, в которых аптеки оцениваются наряду с ювелирными салонами и бензозаправками.

Что касается прогнозов развития аптечных сетей, то без изменения сегодняшней экономической ситуации соотношение и количество сетей вряд ли изменится. То есть, если переводить это на язык цифр, в Петербурге как работает 7-8 более-менее крупных сетей, так и будет работать. Какие-либо существенные изменения в долях рынка, количестве сетей возможны только при увеличении покупательной способности населения. Так произошло в Москве, где подобные изменения связаны с переменами в поведении покупателей, начавших все больше приобретать парафармацевтическую продукцию и товары для здоровья. Слияние или поглощение заметных сетей также вряд ли возможно. По-прежнему 90% сетей будет сосредоточено в Москве, Петербурге, крупных городах и окружающих их районах. Крупным федеральным сетям будет невыгодно идти в каждый поселок, потому что дорога логистика.


Чернов Антон Валерьевич,
начальник Управления по фармдеятельности и производству лекарств, Пермская обл.

Лет через пять доля аптечных сетей на нашем фармацевтическом рынке вырастет до 90%. Это мое субъективное мнение. Да и в настоящее время для оценки масштабов развития аптечных сетей нам не хватает аналитической информации. Публикуемые рейтинги слишком уязвимы по причине их субъективности. Желаемое в них зачастую выдается за действительное.

Следует отличать государственные и частные аптечные сети. Цель работы первых – приближение к населению лекарственной помощи. Главный критерий конкурентоспособности – квалификация кадров. В то же время вторые стремятся к получению прибыли любым путем, имеют большие финансовые возможности и, как следствие, высокий ассортимент и хорошие скидки. Как правило, в них работают менее квалифицированные специалисты, руководители, работники первого стола. А управленческая надстройка и вовсе не имеет специального образования.

Решив войти в частную аптечную сеть, самостоятельные аптеки сталкиваются как с положительными, так и отрицательными факторами. Наличие стратегического плана развития, централизация задач, высокая конкурентоспособность – неоспоримые плюсы сетевых аптек.

Как правило, аптечных работников, теряющих самостоятельность, страшит сокращение штатов, жесткий возрастной ценз, недостаточная информация о результатах деятельности аптеки. Решив войти в сеть, они теряют социальную защищенность.

Расширяющееся господство аптечных сетей несет в себе выигрыш лишь для них самих. При этом в проигрыше остается население. Ценовая политика аптечных сетей не имеет в виду снижение цен, а их развитие не увеличивает доступность лекарственной помощи.

От редакции

Как заметил один из наших собеседников, “концентрация в сфере розничных продаж — вещь, конечно, замечательная”. И действительно, преимуществ у сетевой аптеки по сравнению с ее “одинокими” конкурентами, масса. Главное из них — консолидированность закупочной деятельности, позволяющая получать существенные скидки у дистрибьютеров. Кроме того, наличие общей маркетинговой линии, единые логистика, бухгалтерия, информационно-справочная служба и другие необходимые инфраструктуры ведут к ощутимому снижению издержек.

Перечисленные преимущества помогают высвобождать средства для развития бизнеса, расширения ассортимента, продвижения своего товара, повышения квалификации сотрудников и увеличения их мотивации к труду. Аптечные сети на практике показали продуктивность своей работы. Сегодня многие бывшие противники процесса концентрации пересмотрели свои позиции. Объединиться стремятся не только частные учреждения, все активнее создаются и государственные сети.

Если попробовать отсечь традиционный элемент пикировки между сторонниками различных форм собственности, можно заключить, что неразрешимых противоречий между государственной и частной аптечной сетью быть не должно. Главное — рационально организовать бизнес, уметь привлечь инвестиции и в конечном счете победить в борьбе за клиента. Кстати, не стоит отказывать в праве на существование и самостоятельно действующим аптекам. У них есть свое неоспоримое преимущество — большие возможности индивидуального подхода к ценообразованию, ассортименту и мобильность в принятии решений.

Итак, наши собеседники сходятся во мнении, что аптечные сети будут развиваться и увеличивать свою долю на фармрынке. Не согласиться с этим невозможно, тем более понимая, что государство оказывает поддержку мелкому бизнесу лишь на бумаге — крупным сегодня легче. Однако, как предостерег один из наших экспертов: “Строить долгосрочные прогнозы — неблагодарное занятие. Мало ли что может случиться! Тем более в России...”

Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник


16.06.2003