Главная / Медицинские статьи / Фармакология и фармация /

БАД. Лекарством не является


М. Щетинина

Российский рынок БАД еще очень мал. По различным оценкам, постоянно потребляют добавки к пище 10-15% россиян (в США — мировом лидере по потреблению БАД — более 50% населения). Правда, по данным НИИ питания РАМН, еще три года назад в нашей стране этот показатель был гораздо ниже — на уровне 3%. Так что рынок БАД в России медленно, но все же развивается. Тормозит ожидаемый рост крайне настороженное отношение наших сограждан к биодобавкам, обусловленное прежде всего тем, что потребителя “научили” воспринимать БАД как лекарство. Генеральный директор ООО “Нутрифарм” канд. экон. наук Максим Геннадьевич УВАРОВ настаивает на необходимости “перевернуть” подобное представление потребителя о биологически активных добавках, объяснив ему, что БАД — это вовсе не лекарство, а неотъемлемый элемент профилактики заболеваний и поддержания здорового образа жизни.

Обман потребителя — удар по рынку

К сожалению, чуть ли не с момента появления БАД на тогда еще очень молодом российском рынке многие компании, специализирующиеся на работе с биодобавками, стали позиционировать их как эффективную и безопасную замену ЛС, наделяя свои продукты порой немыслимыми чудодейственными свойствами. Доверчивые россияне, очутившись в новых для себя условиях и лишенные защиты государства, стали отказываться от традиционной медикаментозной терапии, предпочитая новые “лекарства”. Негативные последствия подобных увлечений хорошо известны в медицинской практике: для многих пациентов, страдающих серьезными заболеваниями, прерывание лекарственной терапии обернулось весьма плачевными результатами.

Следствием позиционирования биологически активных добавок как замены лекарственных средств стало формирование негативного отношения потребителя к подобным продуктам, что, соответственно, крайне отрицательно сказалось на развитии российского рынка БАД.

К счастью, по прошествии нескольких лет ситуация на рынке БАД стала меняться в лучшую сторону. Если еще три года назад, по данным НИИ питания РАМН, уровень потребления БАД в России оценивался в 3%, то в настоящее время уже порядка 10-15% россиян включили биодобавки в свой постоянный рацион. Так что развитие отечественного рынка БАД с недавних пор характеризуется положительными тенденциями, но еще довольно далеко от среднемировых показателей.

В 2001 г., по данным Nutrition Business Journal, объем продаж нутриентов в мире вырос примерно на 7-8% по сравнению с 2000 г. и составил 150 млрд долл. Лидером по потреблению БАД остаются США — на страну приходится 35% мировых продаж нутриентов (государства Европейского региона занимают 32% рынка, Япония — 18, страны Азии — 7, Канада — 3%). Доля России в мировом потреблении нутриентов не доходит и до 1%.

Вообще, на мой взгляд, по уровню потребления нутриентов населением можно судить об общем экономическом положении страны. Чем выше благосостояние людей, тем большую ценность для них представляет собственное здоровье, а следовательно, с тем большим энтузиазмом они берутся за его поддержание. Люди начинают понимать, что болеть немодно, неразумно, невыгодно. Поэтому в государствах с постоянным ростом доходов на душу населения увеличивается и потребление БАД.

Стратегия: БАД — здоровье, а не лекарство

Итак, сегодня одной из составляющих стратегии продвижения БАД на российском рынке должно стать позиционирование продуктов как средства для поддержания здоровья, хорошего самочувствия и профилактики заболеваний. Именно этот тезис является основным в работе по продвижению продукции компании “Нутрифарм”.

Компания “Нутрифарм” является разработчиком качественных биологически активных добавок к пище и продуктов питания, обогащенных БАД. Поиск новых препаратов ведется учеными в лаборатории, расположенной в Томске, оснащенной по последнему слову техники. Кстати, лаборатория работает по принципу инкубатора. По сути, здесь взращиваются научные кадры компании “Нутрифарм”. Студенты и ученые совершенно бесплатно могут использовать наше оборудование для своих исследований.

Компания не имеет своих производственных мощностей да и не видит необходимости в их организации. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Разработчик — созданием оптимальных формул препаратов с последующей клинической апробацией готового продукта, производитель — изготовлением и упаковкой разработанной нами продукции, оптовое и розничное звено — соответственно реализацией. Но именно разработчик, являясь патентодержателем, должен выполнять основные функции по продвижению препаратов собственного изобретения. Это наиболее рационально. Подобная практика с успехом используется в развитых странах мира.

Сегодня в ассортименте “Нутрифарма” 12 биологически активных добавок. Это антистрессовые, гепатопротекторные, противопаразитарные средства, добавки, направленные на профилактику заболеваний органа зрения, работы сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, суставных болей. Готовится к выпуску серия новых БАД и продуктов для функционального питания.

Итак, заказы на изготовление продукции размещаются нами на уже существующих предприятиях фармацевтической и пищевой промышленности. “Нутрифарм” ведет поиск наиболее выгодных вариантов производства по всему миру. Например, в настоящее время из 12 разработанных и производимых биологически активных добавок “Нутрифарм” 7 производятся в России — на предприятии “Артлайф” (Томск), 5 — в США на заводе Atlantic Essential Products. Кроме того, “Нутрифарм” сотрудничает с предприятием, расположенным в Орске, занятым производством продуктов функционального питания. В настоящее время ведутся переговоры с бельгийским заводом по размещению заказа на изготовление спортивного питания. Есть проекты с ведущими российскими фармацевтическими заводами.

Прежде чем заключать с производителем договор о сотрудничестве, мы тщательно оцениваем производство, останавливая свой выбор на тех, кто полностью соответствует требованиям международных стандартов изготовления БАД. Те же требования предъявляем мы и к поставщикам сырья. Итак, российское производство продукции “Нутрифарм” осуществляется в соответствии с ИСО-9001, зарубежное производство — в соответствии со стандартами GMP, производство в США имеет лицензию FDA.

Компания “Нутрифарм” 29 апреля отпраздновала год со дня рождения. Чуть больше полугода назад началось производство продукции. Однако тщательная, кропотливая работа над проектом началась еще задолго до получения всех регистрационных документов. И усилия не пропали даром. Сегодня, несмотря на столь юный возраст, компания уже довольно хорошо известна на фармрынке, имеет достойную репутацию, активно сотрудничает с аптеками и с крупными дистрибьютерами.

От государственных мужей — к рядовому гражданину

Здоровый образ жизни. Для россиян это словосочетание отнюдь не ново. Но, к сожалению, и не стало пока аксиомой. Его составляющие — отсутствие вредных привычек, регулярные занятия спортом и качественное питание, подкрепленное употреблением витаминных и минеральных комплексов — с большим трудом входят в повседневную жизнь россиян.

Поэтому сегодня главный конкурент компании “Нутрифарм” — незнание потребителем, что такое БАД и как они важны для профилактики заболеваний и поддержания организма в здоровом состоянии. Как правило, лишь специалистам известно, что потребление БАД решает проблему обеспечения населения наиболее дефицитными биологически активными веществами, повышает сопротивляемость организма неблагоприятным условиям среды обитания, улучшает качество жизни больных, снижает риск возникновения наиболее распространенных заболеваний, существенно улучшает показатели здоровья нации в целом.

Мы понимаем, что добиться сколько-нибудь существенных результатов в одиночку невозможно. Поэтому под девизом “Профилактика в настоящем — здоровье нации в будущем” мы ведем работу с правительством Москвы, поддерживаем тесные отношения с Минздравом России, депутатами Госдумы и членами Совета Федерации. Научная и производственная деятельность компании направлена на реализацию Постановления Правительства РФ № 917 от 10.08.98 “О концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 г.”. Наша задача — в очередной раз объяснить государственным мужам, насколько важно принимать активные меры по охране здоровья граждан. Ведь с точки зрения экономики гораздо выгоднее заниматься профилактикой заболеваний, чем их лечением.

Помимо работы с государственными структурами, мы не менее активно выстраиваем свои взаимоотношения с представителями прессы, объясняя им всю важность пропаганды здорового образа жизни на страницах популярных у населения и пользующихся его доверием изданий. Организуя встречи с журналистами, мы в обязательном порядке привлекаем ведущих ученых, задача которых — объяснить пишущей братии, что такое БАД, какое огромное значение имеют добавки для поддержания здоровья человека, каково их отличие от лекарственных средств.

Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник