Главная / Медицинские статьи / Фармакология и фармация /

Позитивное действие эйконола на больных старшего возраста


А. Л. Верткин, В. А. Исаев, доктор биологических наук, Л. Б. Лазебник, доктор медицинских наук, профессор, С. Б. Маличенко, доктор медицинских наук, профессор
ММСИ, Москва, НПП «Тринита», Москва, РМАПО, Москва

Известно, что морепродукты содержат много исключительно полезных соединений, которые успешно используются для профилактики и лечения ряда заболеваний. Одним из продуктов, полученных из рыбы, является эйконол, известный своим антиатеросклеротическим действием.

Наши исследования показали, что эйконол может использоваться в терапии не только сердечно-сосудистых заболеваний, но и многих других, о чем мы сможем рассказать в наших следующих публикациях. В этой же статье мы хотим проинформировать о роли эйконола в питании людей, больных диабетом.

Миллионы людей в мире, а в России около 1,5 млн. человек, страдают сахарным диабетом. Часто диабет сочетается с различными типами дислипидемии, особенно у людей пожилого возраста, поэтому одной из приоритетных задач современной диабетологии являются предупреждение и лечение сосудистых осложнений — ведущей причины инвалидизации и смертности при этом заболевании.

Сахарный диабет в пожилом возрасте нередко развивается на фоне атеросклероза, причем у 80% больных в клинической картине преобладает симптоматика сосудистых осложнений.

Атерогенные дислипидемии встречаются у 40-60% больных инсулинонезависимым сахарным диабетом (ИНСД) и являются фактором риска развития сосудистых осложнений — диабетической ангиопатии, ИБС, нарушений периферического и церебрального кровообращения. Известна прямая корреляционная зависимость между уровнем гиперинсулинемии и нарушениями липидного обмена, что позволяет рассматривать гиперинсулинемию как один из факторов развития и прогрессирования атеросклероза. В первую очередь поражаются артерии крупного и среднего калибра. Нарушение обмена веществ приводит к ускоренному развитию атеросклероза сосудов сердца, головного мозга и нижних конечностей. Нарушение кровоснабжения ног, в частности, вызывает возникновение плохо заживающих язв и в конечном итоге сухой гангрены пальцев стопы. Все то же поражение сосудов ведет к тяжелым патологиям почек. Нарушение проницаемости капилляров сетчатки глаза вызывает частичную или полную потерю зрения.

От сахарного диабета второго типа могут избавиться только те, у кого есть терпение и твердое желание выздороветь. В первую очередь это, конечно, диета. Прежде всего необходимо оградить себя от продуктов, содержащих большое количество углеводов и жиров.

Важная роль в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний, диабетической ангиопатии отводится нарушениям внутрисосудистого свертывания и тромбообразованию. Причем повышение функциональной активности тромбоцитов находится в прямой зависимости от степени дислипидемии.

Традиционная фармакологическая коррекция указанных патологических состояний проводится с помощью антиагрегантов, гиполипидемических и сосудистых средств. Из лекарств наиболее часто в настоящее время применяются сульфаниламидные препараты, такие как манилин, диабетон и некоторые другие, обладающие рядом неприятных побочных действий. В последние годы широкое распространение получили лекарственные препараты, содержащие натуральные полиненасыщенные жирные кислоты омега-3 (ПНЖК), которые могут использоваться в качестве средств профилактики и лечения атеросклероза при диабете второго типа.

Пищевая добавка эйконол — природный продукт, вырабатываемый из гидробионтов. Химический состав эйконола представлен сбалансированным сочетанием витаминов А, Д, Е с полиненасыщенными эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирными кислотами омега-3, оказывающими значительное воздействие на липидный обмен, тромбоцитарное звено гемостаза, способными вызвать вазодилятацию, улучшить чувствительность к инсулину.

Нами проведено исследование эффективности эйконола у больных ИНСД в пожилом возрасте.

Под наблюдением находилось 30 больных субкомпенсированным ИПДС — 21 женщина и 9 мужчин в возрасте 50-70 лет с атерогенными дислипидемиями и длительностью заболевания от одного месяца до 15 лет.

В качестве критерия для определения нарушений липидного обмена использовали рекомендации Европейского общества по атеросклерозу: нормальный уровень общего холестерина (ОХС) ниже 5,2 ммоль/л, умеренная гиперхолестеринемия от 5,2 до 6,5 ммоль/л, высокая — 6,5 ммоль/л и более, гипертриглицеридемия — при уровне триглицеридов (ТГ) более 2,3 ммоль/л. 14 больных получали производные сульфомочевины второго поколения, не оказывающие влияния на липидный обмен и показатели гемостаза, 16 больных — комбинированную терапию препаратами инсулина и сульфомочевины. Эйконол назначали всем больным в дозе 8 г в сутки (по две капсулы четыре раза в день). В этом количестве содержится 2,14 г омега-3 ПНЖК. Курс лечения составил один месяц. Для оценки функционального состояния инсулярного аппарата поджелудочной железы всем больным проводили двухчасовую пробу с пищевой нагрузкой (80% углеводов и 20% белка). Наблюдалось достоверное повышение уровня иммунореактивного инсулина натощак и на 120-й минуте пробы с пищевой нагрузкой по сравнению с контролем. Концентрация глюкозы на 120-й минуте пробы была достоверно выше, чем на контроле, несмотря на сохранение высокого уровня инсулина, что свидетельствовало об инсулинорезистентности. Содержание С-пептида было нормальным, что указывало на истинный характер гиперинсулинемии.

На фоне применения эйконола через месяц лечения наблюдалось достоверное снижение уровня иммунореактивного инсулина натощак и на 120-й минуте пробы с пищевой нагрузкой, повышение прироста инсулина с 18,1+0,4 до 26,6+0,3 мкед/мл к 60-й минуте (р<0,05), тенденция к увеличению уровня С-пептида к 60-й минуте пробы, тогда как натощак он не отличался от контроля. Снижение базального и постпрондиального уровня иммунореактивного инсулина одновременно с уменьшением содержания глюкозы в крови после нагрузки углеводами при лечении омега-3 ПНЖК свидетельствует о повышении способности к утилизации глюкозы и косвенно — об уменьшении инсулинорезистентности. Отмечено снижение уровня ОХС на 21%, в целом по группе с 8,16+0,31 до 6,74+0,37 ммоль/л (р<0,05), ТГ — на 29% с 2,57+0,05 до 1,82+0,07 (р<0,05), уровень ХС-ЛПНП понизился на 7,6% (р<0,05), ХС-ЛПОНП — на 37% (р<0,05). Уровень ХС-ЛПВП под влиянием лечения возрос на 13% (р<0,05). ИА к концу лечения понизился на 14%.

До начала лечения у больных выявлена повышенная функциональная активность тромбоцитов. Чувствительность тромбоцитов к АДФ-агрегации составила 68,6+3,1% (р<0,05). Дезагрегация наблюдалась у 8 пациентов и составила 16,1+1,1% (р<0,05). Процесс агрегации тромбоцитов зависит от циркулирующих в крови липопротеидов. В частности, агрегационная активность тромбоцитов находится в прямой зависимости от концентрации ХС-ЛПОНП, ХС-ЛПНП в крови за счет воздействия последних на выделение тромбоцитами эндогенного АДФ. ЛПВП, наоборот, способны подавлять агрегацию тромбоцитов и усиливать их дезагрегацию. После первого приема эйконола у больных с исходно повышенной функциональной активностью тромбоцитов отмечено уменьшение АДФ-агрегации и увеличение АДФ-дезагрегации на 29 и 44% соответственно. Способность эйконола, содержащего ПНЖК омега-3, влиять на функциональную активность тромбоцитов, бесспорно, относится к весьма ценным свойствам этого нового компонента пищи. Дезагрегационный эффект ПНЖК заключается в ингибировании синтеза тромбоксана А2 и простациклина I2 — биорегуляторов, влияющих на процессы адгезии и агрегации тромбоцитов, являющихся факторами риска ИБС.

До и после лечения всем больным проводили ультразвуковую доплерографию магистральных сосудов головы и шеи. Исходно у 24 больных выявлено нарушение гемодинамики с асимметрией кровотока по обеим сонным артериям, которое составило 68,1%. После лечения у шести больных асимметрия полностью исчезла, а у 12 больных уменьшилась до 12%.

Прием эйконола у больных ИНСД способствовал ряду позитивных изменений со стороны психоповеденческой сферы. Во всех группах отмечалось улучшение ясности сознания максимально на 49%, памяти на события — 35%, ориентации — 40%, уменьшение беспокойства — 57%, депрессии — 52%, уменьшение головокружения — 62%, усталости — 35%, головной боли — 52%, улучшение сна — 58%, уменьшение слуховых расстройств — 65%. Из представленных данных следует, что на фоне приема эйконола у больных ИНСД уменьшились симптомы, характерные для атеросклеротических и цереброваскулярных расстройств центральной нервной системы.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о значимом системном позитивном воздействии эйконола на показатели липидного спектра крови, состояние центральной и периферической гемодинамики, микроциркуляции, психоповеденческой сферы больных ИНСД. Все эти показатели патогенетически тесно связаны между собой и определяют тяжесть течения атеросклероза и полиморфизм клинических осложнений сахарного диабета, диктуя необходимость применения широкого арсенала медикаментозных средств. Назначение таким больным эйконола с его мультифакторным воздействием является наиболее целесообразным, так как позволяет добиться максимально выраженного лечебного эффекта.

Выраженное антиатеросклеротическое действие эйконола, при различных локализациях, в том числе и отягощенных ИНСД, а также его абсолютная безопасность для метаболической функции печени позволяют рекомендовать эйконол в качестве высокоэффективного биорегулятора обменных процессов в организме не только больным, но и предрасположенным к заболеваниям, а также абсолютно здоровым лицам в качестве профилактического средства, защищающего от многих тяжелых заболеваний. Особенно необходим эйконол людям старших возрастных групп.

Статья опубликована в журнале Лечащий Врач